Главная » Статьи » Мои статьи

Восприимчивость учреждения среднего профессионального образования к новшествам на примере Гжельского колледжа

Восприимчивость учреждения среднего профессионального образования к новшествам на примере Гжельского колледжа
Автор: Красильников А.А., Аспирант, научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании РАО

    Анализ развития инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования свидетельствует, что восприимчивость этих учреждений к новшествам, является ключевым фактором, влияющим на скорость их развития, модернизации, адаптации к сложившейся экономической, социальной и демографической ситуации. 
    Лабораторией анализа инновационной деятельности в профессиональном образовании была разработана методика оценки восприимчивости учреждений начального профессионального образования к новшествам. 
    В 2009-2011 годах эта методика прошла экспериментальную апробацию в Гжельском колледже, структурном подразделении ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института». Благодаря применению этой методики удалось выявить ключевые факторы, влияющие на уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам и оценить уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам. 

Процедура экспериментальной апробации методики состояла из четырех этапов:

    Первый этап - включал в себя сбор исходной информации об организационной структуре Гжельского колледжа. Сбор информации производился в следующей последовательности:
  • беседа с директором Гжельского колледжа;
  • опрос заведующих отделений колледжа;
  • интервью с преподавателями колледжа;
  • изучение имеющейся документации (программа развития, инновационные проекты, планы экспериментальной работы и другие). 
    Второй этап – включал в себя анкетирование администрации и заведующих отделениями колледжа, обработку анкет, а также анализ учебной документации. 
    Третий этап – оценка качества, факторов восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам. На этом этапе, исходя из результатов полученных после обработки данных, был определен уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам.
    Четвертый этап – анализ влияния факторов на уровень восприимчивости Гжельского к новшествам. 

Специфика структуры ГОУ ВПО ГГХПИ, цели и задачи учреждения

    В настоящее время ГГХПИ осуществляет подготовку специалистов по 7 специальностям среднего и 4 специальностям высшего образования Рис. 1.

Рис. 1.
Структура ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института»


    Высокий кадровый потенциал института и колледжа, и хорошая материальная база позволяют обеспечивать качественный уровень подготовки специалистов.
    В настоящее время институт активно работает над выполнением целевой программы «Кадровое обеспечение экономики Раменского муниципального района на период до 2012 г.». Для этого 80% студентов закрепляются для прохождения всех видов практик на предприятиях и учреждениях Раменского муниципального района, создана служба содействия трудоустройству выпускников. 
    Постановлением Бюро Президиума РАО, протокол № 9 от 11.10.2006г. ГГХПИ был присвоен статус экспериментальной площадки Российской академии образования как «Ресурсному центру мастеров народных художественных промыслов России». 
    ГГХПИ реализует разработанную концепцию воспитательной работы, главная цель которой - обеспечение оптимальных условий для становления и самореализации личности будущего специалиста, обладающего высоким уровнем гражданской ответственности, способного к профессиональному и интеллектуальному творчеству. В программе развития ГГХПИ декларируется формирование таких личностных качеств выпускников, как воспитание ответственности, физическое и трудовое воспитание, формирование гражданского самосознания и т. п. 
    Методическая работа в колледже представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей, включая управление образованием, самосовершенствованием педагогов, развития творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на подготовку конкурентоспособного специалиста. 

Результаты диагностики инновационной деятельности колледжа

    При диагностике колледжа, более подробном изучении концепции и программы развития колледжа, а также беседы с руководством колледжа было установлено, что отдельные цели этой программы ставятся формально, а достижение этих целей не обеспечивается соответствующим содержанием образовательной программы колледжа. В некоторых разделах этой концепции достаточно подробно конкретизированы цели и задачи учреждения, но отсутствует раздел, связанный с результатами. Это говорит о том, что разработчики программы не владеют системно-целевым подходом к проектированию программ и другого научно-методического обеспечения развития образовательного учреждения. 
    Другой важной проблемой Гжельского колледжа является низкое информационное обеспечение учебного процесса, отсутствие понимания у преподавателей важности профессионального владения информационными технологиями. Это выражается в том, что даже офисные приложения освоены на 5-10% их возможностей, получаемая из сети Интернет информация не структурируется, не формируется база знаний. В программе развития колледжа данная проблема не отражена. Выявленные проблемы говорят о среднем уровне восприимчивости колледжа к новшествам. 
    Результаты диагностики активно обсуждались на II-ой Международной научно-практической конференции ГГХПИ «Образование-наука-культура» в апреле 2010 года, в ходе которой было принято решение о разработке плана мероприятий по повышению восприимчивости колледжа к новшествам, с целью решения этих проблем.

План мероприятий по повышению восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам

    Согласно плану решения проблем Гжельского колледжа  заложено прохождение четырех этапов: подготовительного, теоретического, практического и обобщающего.

Рис. 2.
Модель совершенствования готовности педагогов к восприятию и внедрению новшеств



На подготовительном этапе  предполагается решение следующих задач:
  • изучение индивидуальных особенностей педагогов и характера их взаимодействия как друг с другом, так и со студентами;
  • изучение мотивов профессионального выбора, выявление отношения к проблеме исследовательской, инновационной деятельности, поиску, внедрению новшеств,  формирование когнитивной готовности к работе со студентами в режиме инновационно-исследовательской деятельности.
    Для решения этих задач предполагается использовать методы включенного наблюдения, собеседований, анкетирования, тестирования. В качестве результата ожидается осознание  педагогами  значимости  проблемы  поиска и внедрения, совершенствования имеющихся технологий и педагогических новшеств,  повышение интереса к педагогической деятельности, положительного отношения к получению новых знаний.
    Теоретический этап предполагает ознакомление педагогов с теоретико-методологическими аспектами проблемы инновационной деятельности в условиях УНПО, поиска, внедрения и совершенствования новшеств и особенностями педагогического взаимодействия с обучающимися.
    В результате у педагогов должны сформироваться - выраженная ориентация на новый вид профессиональной деятельности и система теоретических знаний по проблеме, то есть, мотивационный компонент готовности к совершенствованию новшеств.
    Практический этап связан с решением задач по формированию операционального компонента совершенствования внедренных новшеств в практику педагогической работы педагогов УНПО. На этом этапе педагог совершенствует приобретенные знания, учится распределять время,  которое  необходимо для изучения специальной литературы. На этом этапе анализируется  частота участия педагогов  в организованных формах обмена информацией о новшествах; частота обсуждений в училище  педагогических новшеств; единство позиций коллектива училища о введении новшеств.
    Обобщающий этап направлен на формирование умения  анализировать  свою деятельность и Гжельского колледжа в целом, умение формулировать проблему и выявлять ее причины; умение грамотно определять цели и задачи  развития; формы  и масштабы участия педагогов в анализе и планировании работы училища; привлечение педагогов к разработке программ развития УНПО.
    Результатом этого этапа является усиление взаимосвязи и взаимозависимости между всеми компонентами профессиональной готовности педагогов к внедрению и совершенствованию новшеств.
     В результате прохождения всех этапов, восприимчивость педагогов к новшествам, их профессиональная готовность становится устойчивым личностно-деятельностным образованием.
    В ходе исследования будут выявлены условия, обеспечивающие эффективность совершенствования процесса восприимчивости педагогов к новшествам: исследовательский характер педагогической деятельности; практико-ориентированный характер обучения; реализация в образовательном процессе продуктивного, личностно-ориентированного и проблемного подходов; создание проблемно-творческих ситуаций, требующих диалога педагога и студента педагогов друг с другом; организация ситуаций успеха в учебном процессе и в ходе прохождения производственных практик; формирование у педагога эмоционально-ценностного отношения к работе с учащимися; повышение познавательной, творческой и социальной активности педагогов.       
    Модель интеллектуального рабочего в данном образовательном учреждении должна быть сопряжена с моделью личности наставника. Для решения поставленных задач необходимо ориентироваться на модель личности педагога как участника образовательного взаимодействия. Сложные и многоаспектные задачи подготовки рабочего специалиста (механика, техника, специалиста по туристским услугам) немыслимо решить, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Преподаватель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы.
    Поэтому одной из главных задач ГГХПИ является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою профессиональную, предметную компетентность.

Литература:

  1. Лазарев В.С. – Управление инновациями в школе. М. 2002, 203 с.
  2. Харисова Л.А., Шукаева Т.М. – Восприимчивость учреждений общего образования к новшествам и методы его повышения. Казань, РИЦ 2011, 302 с.
  3. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. - Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы его повышения. М. – 2011, 118 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Rawicz (01.01.2012)
Просмотров: 2010 | Комментарии: 3 | Теги: образования, Восприимчивость, среднего, профессионального, колледжа, на, новшествам, примере, Гжельского, учреждения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ashley  
0
This posting knocekd my socks off

Имя *:
Email *:
Код *: