Анализ развития инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования свидетельствует, что восприимчивость этих учреждений к новшествам, является ключевым фактором, влияющим на скорость их развития, модернизации, адаптации к сложившейся экономической, социальной и демографической ситуации.
Лабораторией анализа инновационной деятельности в профессиональном образовании была разработана методика оценки восприимчивости учреждений начального профессионального образования к новшествам.
В 2009-2011 годах эта методика прошла экспериментальную апробацию в Гжельском колледже, структурном подразделении ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института». Благодаря применению этой методики удалось выявить ключевые факторы, влияющие на уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам и оценить уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам.
- беседа с директором Гжельского колледжа;
- опрос заведующих отделений колледжа;
- интервью с преподавателями колледжа;
- изучение имеющейся документации (программа развития, инновационные проекты, планы экспериментальной работы и другие).
Второй этап – включал в себя анкетирование администрации и заведующих отделениями колледжа, обработку анкет, а также анализ учебной документации.
Третий этап – оценка качества, факторов восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам. На этом этапе, исходя из результатов полученных после обработки данных, был определен уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам.
Четвертый этап – анализ влияния факторов на уровень восприимчивости Гжельского к новшествам.
Специфика структуры ГОУ ВПО ГГХПИ, цели и задачи учреждения
В настоящее время ГГХПИ осуществляет подготовку специалистов по 7 специальностям среднего и 4 специальностям высшего образования Рис. 1.
Рис. 1.
Структура ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института»
Высокий кадровый потенциал института и колледжа, и хорошая материальная база позволяют обеспечивать качественный уровень подготовки специалистов.
В настоящее время институт активно работает над выполнением целевой программы «Кадровое обеспечение экономики Раменского муниципального района на период до 2012 г.». Для этого 80% студентов закрепляются для прохождения всех видов практик на предприятиях и учреждениях Раменского муниципального района, создана служба содействия трудоустройству выпускников.
Постановлением Бюро Президиума РАО, протокол № 9 от 11.10.2006г. ГГХПИ был присвоен статус экспериментальной площадки Российской академии образования как «Ресурсному центру мастеров народных художественных промыслов России».
ГГХПИ реализует разработанную концепцию воспитательной работы, главная цель которой - обеспечение оптимальных условий для становления и самореализации личности будущего специалиста, обладающего высоким уровнем гражданской ответственности, способного к профессиональному и интеллектуальному творчеству. В программе развития ГГХПИ декларируется формирование таких личностных качеств выпускников, как воспитание ответственности, физическое и трудовое воспитание, формирование гражданского самосознания и т. п.
Методическая работа в колледже представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей, включая управление образованием, самосовершенствованием педагогов, развития творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Результаты диагностики инновационной деятельности колледжа
При диагностике колледжа, более подробном изучении концепции и программы развития колледжа, а также беседы с руководством колледжа было установлено, что отдельные цели этой программы ставятся формально, а достижение этих целей не обеспечивается соответствующим содержанием образовательной программы колледжа. В некоторых разделах этой концепции достаточно подробно конкретизированы цели и задачи учреждения, но отсутствует раздел, связанный с результатами. Это говорит о том, что разработчики программы не владеют системно-целевым подходом к проектированию программ и другого научно-методического обеспечения развития образовательного учреждения.
Другой важной проблемой Гжельского колледжа является низкое информационное обеспечение учебного процесса, отсутствие понимания у преподавателей важности профессионального владения информационными технологиями. Это выражается в том, что даже офисные приложения освоены на 5-10% их возможностей, получаемая из сети Интернет информация не структурируется, не формируется база знаний. В программе развития колледжа данная проблема не отражена. Выявленные проблемы говорят о среднем уровне восприимчивости колледжа к новшествам.
Результаты диагностики активно обсуждались на II-ой Международной научно-практической конференции ГГХПИ «Образование-наука-культура» в апреле 2010 года, в ходе которой было принято решение о разработке плана мероприятий по повышению восприимчивости колледжа к новшествам, с целью решения этих проблем.