Главная » Статьи » Мои статьи

Управление качеством образования
Управление качеством образования
Автор: А.А. Красильников
 
    Долгое время и до сих пор основными критериями эффективности работы вуза являлись интегральные количественные показатели, связанные с количеством студентов, преподавателей со степенями, опубликованных работ и т.д. С середины 60-х годов мировая система рыночной экономики стала перестраиваться на иные принципы управления, в основу которых было положено понятие качества, причем в широком смысле этого слова. Качественные показатели, как способность товаров и услуг удовлетворять выявленным или предполагаемым запросам потребителя, качество управления процессами, в том числе и образовательными, и, наконец, качество жизни общества стали основой для построения производственных и общественно-политических систем в мире.
    Изменения, происходящие в сфере образования, требуют пересмотра образовательной политики. На первое место в современном мире выходят проблемы качества образования как основы качества жизни человека и общества, обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из главных целей реформы и европейской системы высшего образования, провозглашенной Болонской декларацией.
    В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы:
  • переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования;
  • широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества;
  • регулярное проведение с 2000 года конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества;
  • интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг.
    Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества профессионального образования.
    В соответствии с программным документом ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995г.) качество образования рассматривается как многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности вуза и включающая в виде важной составляющей возможность выпускника быстро и эффективно включиться в трудовую деятельность в интересах общества, работодателя и для своей пользы.
    Факторы, оказывающие влияние на качество образования, как известно, многочисленны. К основным могут быть отнесены:
  • система управления вузом;
  • уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора;
  • содержание образовательных программ;
  • квалификация и мотивация деятельности ППС;
  • организация учебного процесса; технология обучения;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • воспитательная работа;
  • учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах и организация связей с работодателями;
  • организация контроля образовательного процесса и его результатов.
    От правильности оценки качества образовательных услуг зависят как принятие мер по улучшению, так и дальнейшие планы с их реализацией. Для производственных предприятий разработано множество эффективных методов измерения и оценки качества: контрольные карты, различные коэффициенты, связанные с дефектностью, надежностью и другие. Вузы имеют трудности на этапе оценки своей деятельности и не могут выделить критерии, подлежащие измерению. Решают ее по-разному. Традиционно, вузы стремятся наладить связь с потребителями, а именно: со студентами — потребителями самих образовательных услуг, с работодателями — потребителями молодых специалистов.
    Удовлетворенность студентов можно оценивать путем анкетирования. Однако, результаты студенческого анкетирования – это только один показатель качества деятельности преподавателя, некоторая дополнительная информация, которая помогает руководителю осуществлять правильные управленческие воздействия. Нельзя ранжировать преподавателей по этому показателю. Информация по результатам данного мониторинга нужна для оказания помощи преподавателю в организации учебного процесса и руководителю подразделения для определения векторов направления повышения квалификации. Нарушение этих принципов может привести к ухудшению микроклимата в коллективе и отразиться на качестве учебного процесса.
    Для установления связи с организациями — потребителями молодых специалистов создаются Центры поддержки трудоустройства студентов и выпускников. Такой центр может планироваться как многофункциональная структура. Кадровый центр несет ответственность и за связь с потребителем образовательных услуг.
    Процесс по определению удовлетворенности преподавателей может включать регулярные опросы - гласные и анонимные, общие собрания. В анкетах можно предложить ранжировать представленные в списке проблемы, назвать дополнительные, указать возможные пути решения, высказать пожелания по различным аспектам: материальному, организационному, техническому, психологическому, корпоративному, научному и другим. Можно попросить дать балльную оценку текущего состояния дел или предпринятых на предыдущем этапе мер. Результаты анкетирования персонала должны группироваться по дисциплинам, кафедрам, факультетам, вузу в целом и обязательно предаваться гласности на каждом этапе консолидации. Управленческие решения, а также стратегические и оперативные планы должны ссылаться на позицию сотрудников по соответствующим вопросам, чтобы преподаватели видели конкретную отдачу от своего участия.
    Более подробно рассмотрим некоторые факторы, влияющие на качество процесса образования:
  • Преподаватель - основа процесса, поскольку передает не только знания, но и опыт, навыки, жизненную позицию.
  • Студент, который сам является источником знаний, но не все преподаватели могут ими воспользоваться.
  • Среда, в том числе информационная, обучения и жизнедеятельности.
  • Мотивация обучения, в основном должна основываться на создании условий, в которых результат обучения напрямую связан с успехом на рынке труда.
  • Изучение и реакция процесса обучения на изменение внешней среды.
  • Модульность обучения как инструмент инновационного процесса. Здесь полезным может быть представление кафедры как носителя определенных процессов познания и помощника студента в определении полной индивидуальной программы обучения при безусловном выполнении минимальных требований ГСО по определенным направлениям и специальностям. Модуль является единичным бизнес-процессом и является достаточно стабильным. Компоновка и модификация модулей создает многообразие образовательных услуг и позволяет быстро реагировать на изменения рынка без структурной перестройки.
  • Интернационализация, то есть конкурентоспособность курса или образовательного цикла на российском и зарубежном рынках, связанная с признанием квалификации специалиста. При этом курс должен ориентироваться на мировой уровень достижений в данной области.
  • Ориентация студента на участие в рыночных отношениях как потребителя и как производителя.
  • Создание условий для циклического обновления знаний в процессе жизни человека. Студент должен оставаться клиентом вуза и после выпуска.
   Система управления качеством образования в вузе может состоять из четырех взаимосвязанных подсистем:
  • планирование качества - задание параметров процесса;
  • обеспечение качества - задание области регулирования процесса;
  • контроль качества - процесс должен быть измерен;
  • улучшение качества - процесс должен быть улучшен.
    В Концепции развития института качество подготовки специалистов должно быть названо одной из основных целей.
    Основным звеном обеспечения качества образования является кафедра, планирования и улучшения качества – учебно-методические советы всех уровней, контроля качества - учебный отдел. Однако эта сложившаяся традиционная структура направлена, прежде всего, на достижение уровня соответствия стандартам, а не требованиям рынка. Разорван процесс осуществления функции планирования качества, поскольку учебно-методические советы не создают систему опережающих требований, а лишь следуют за происходящими изменениями. Институту нужен специализированный контур управления качеством, связанный, прежде всего с созданием и развитием отдела или управления маркетинга и стратегического развития. Эту функцию можно реализовать, создав отдел (совет) по качеству.
    Следует отметить важность процессов стандартизации учебных, научных и управленческих процессов для обеспечения надежности управления.
    В настоящее время, к сожалению, единственной процедурой мониторинга обученности в ГГХПИ является ежегодное подведение итогов успеваемости. Не оспаривая важность этих показателей, можно выразить сомнение в их ценности для анализа и принятия управленческих решений. Не в полном объеме исследуется удовлетворенность студентов и выпускников вуза. Исследования, проведенные на строительном отделении колледжа ГГХПИ, показали, что учебный процесс, исходя из анализа успеваемости, стабилен на протяжении многих лет и не зависит от контингента студентов, что говорит о высокой степени интегрирования системой образования индивидуальных особенностей студента. Такую же малочувствительную характеристику представляет собой и средний балл. На этом фоне стабильности неожиданным на первый взгляд кажется низкий процент успешной сдачи "точно во время", что подтверждает разрыв между требованиями студента и процессом преподавания.
    Вовлечение в процесс управления преподавателей может дать дополнительные преимущества.
1. Будучи в непосредственной близости к образовательному процессу, имея творческий склад ума и высокий интеллект, а также применяя научный подход, сотрудники почти наверняка предложат ценные и неординарные идеи.
2. Участие персонала развивает чувство гордости собой, чувство принадлежности к коллективу, поднимает корпоративный дух.
    Таким образом, используя критерий удовлетворенности преподавателей различными аспектами работы, можно составить представление о моральном состоянии коллектива и, соответственно, о качестве работы.
 
Литература
  1. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России, 2001.
  2. Управление качеством образования. Под редакцией академика РАО, профессора М.М. Поташнина.М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Скок Г.Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя. М.: Университетское управление: качество и анализ, №3(26), 2003.
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Rawicz (08.10.2010)
Просмотров: 1756 | Теги: Красильников, качеством, образования, управление | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: