Главная » Статьи » Методы и средства обучения |
Инновационное консультирование в структуре национальной инновационной системы образования
Инновационное консультирование в структуре национальной инновационной системы образования Автор: Ушаков Владимир Арсентьевич, к.т.н., доцент, заведующий лабораторией ИнИДО РАО.
При исследовании процессов изменений в образовании все чаще обнаруживается, что далеко не всегда эти изменения приводят к желаемым результатам. Многие новые разработки не получают широкого распространения, одно и то же новшество в разных образовательных учреждениях дает разные результаты, затраты на создание и внедрение новшеств нередко оказываются значительно выше, чем предполагалось изначально, нововведения встречают сопротивление тех, кто должен был их использовать. В принятой Правительством РФ Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., констатировалась неудовлетворительная эффективность механизмов определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Тем самым констатировалось неудовлетворительное состояние национальной инновационной системы в образовании, и что без эффективно действующей инновационной системы успешно продвигаться по инновационному пути развития невозможно.
Под национальной инновационной системой в образовании (в дальнейшем НИС-образование) понимается совокупность государственных и негосударственных институтов, реализующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях программы разработки, распространения и освоения новшеств в целях повышения качества и эффективности образовательной деятельности. НИС-образование включает в себя все, что обеспечивает разработку, движение и институализацию педагогических и управленческих новшеств в системе образования.
Инновационные процессы в образовании стали предметом специального изучения примерно с конца 1950-х годов. Первоначально исследователями решалась задача обобщения педагогических новшеств и информирования о них общественности. В последующем круг задач значительно расширился. Стали исследоваться процессы оценки педагогических новшеств, процессы их внедрения, педагогическое творчество учителей, опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях, управление процессами изменений. Стали анализироваться препятствия на пути распространения и освоения педагогических новшеств и др. Расширение круга исследовательских задач и рост числа исследований по проблемам изменений в образовании актуализировали проблемы определения их методологических оснований и разработки соответствующего понятийного аппарата. Таким образом, возникла потребность в интеграции знаний об инновационных процессах в образовании и его рефлексии. Это стало началом оформления новой научной дисциплины, получившей название "педагогическая инноватика".
В образовательной системе (образовательном пространстве) одновременно существует множество новшеств, находящихся на разных стадиях своего жизненного цикла. Поэтому одной из основных задач образовательного учреждения является нахождение соответствующих новшеств для решения задач развития своего учреждения. В каждом образовательном учреждении должна существовать своя инновационная система. На рис 3. представлена укрупненная модель такой системы [1].
Инновационная система образовательного учреждения призвана выполнять пять основных функций:
Всякая система имеет ту или иную структуру. Под структурой (от лат. structura – строение, расположение, порядок) понимают совокупность устойчивых связей и отношений между элементами и частями какого-либо целого, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Свойства системы определяются не только составом и свойствами ее компонентов, но и тем, как они связаны между собой. Сложные системы имеют многоуровневую структуру. В инновационной системе образовательного учреждения могут одновременно осуществляться множество нововведений. Структуры инновационных систем образовательных учреждений будут различаться в зависимости от того, как в них связаны между собой различные нововведения. Единицей инновационной системы образовательного учреждения является инновационный проект введения единичного новшества[1].
Для эффективного функционирования инновационной системы образовательного учреждения необходима соответствующая подготовка персонала образовательного учреждения, а также реальная возможность этого персонала заниматься вопросами разработки, организации и реализации проектов внедрения новшеств.
Подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности во многих странах осуществляется в рамках государственной поддержки инновационной деятельности. Тренинг-центры (или коучинг-центры) могут создаваться как при университетах, так и формироваться в виде самостоятельной сети центров, осуществляющих информационно-консультационно-тренинговые функции. Такие специализированные центры широко распространены как в Европе, так и в США. Подобные специализированные центры занимаются консультированием и подготовкой специалистов как для инновационных компаний, так и для венчурных фондов. При этом методики обучения связаны с особенностями практики ведения инновационного и венчурного бизнеса в каждой конкретной стране.
Внедрение новшеств, формирование и совершенствование инновационной системы образовательного учреждения реализуется, в конечном счете, в форме организационного развития. Важным фактором реализации такого развития является участие внешних агентов изменений (внешних консультантов). Создание института внешних консультантов в системе НИС-образование является залогом более быстрого и эффективного развития инновационной деятельности образовательных учреждений, всей инновационной системы образования.
Литература:
| |
Просмотров: 1721 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |