Главная » Статьи » Мои статьи |
Инновационная система образовательного учреждения
Инновационная система образовательного учреждения
Ушаков В.А., к.т.н., доцент, Шамрай Н.Н., д.п.н., профессор, Красильников А.А., аспирант Чтобы образовательное учреждение могло решать задачи обучения и воспитания в ней должна существовать педагогическая система. Компоненты, из которых она строится, – это люди, учебные программы, методы обучения и воспитания, технические средства, здания и др. В результате соединения этих компонентов в образовательном учреждении протекает учебно-воспитательный процесс. Отсутствие или ухудшение свойств каких-то компонентов может привести к прекращению этого процесса или изменению его характеристик и, как следствие, ухудшению результатов образования. И наоборот, изменение состава компонентов или связей между ними может привести к улучшению результатов образовательного процесса. Так переход на новую учебную программу, новую педагогическую технологию, расширение состава элективных курсов может способствовать повышению качества образования.
В самом общем виде целенаправленную систему можно представить как совокупность системных объектов, их свойств и связей между ними. Системные объекты – это вход, процесс, выход, обратная связь, ограничения (см. рисунок 1).
Вход – это все то, что необходимо для протекания процесса и изменяется в нем. Элементы входа – люди, оборудование, материалы, энергия, информация и др.
Выход – это результат или конечное состояние работы системы. То, для чего работает система (товары, услуги, знания, способности), – это основной выход. Для образовательного учреждения основной выход – это его выпускники с теми качествами, которые были сформированы у них в процессе образования. Помимо основного выхода есть и дополнительные, побочные выходы. Все, что было на входе, в измененном состоянии появляется и на выходе. Оборудование на выходе оказывается с меньшим ресурсом, чем на входе или даже негодным к дальнейшему применению, люди на выходе могут быть менее работоспособными, чем на входе, а возможно они приобретут какие-то новые знания или умения. Учебные программы на входе – это то, что нужно освоить, а на выходе – то, что отработано.
Процесс – это преобразование входа в выход. На входе в образовательный процесс обучающиеся обладают одними интересами, ценностными ориентациями, знаниями, способностями, а на его выходе – другими.
Всякий вход системы является выходом этой или другой системы, а всякий выход – входом другой системы или своим собственным.
Отношение соответствия выхода одного процесса входу другого называют связью.
Обратная связь – особый процесс, обеспечивающий соответствие фактического выхода (результата) желаемому выходу (цели) путем изменения входа системы. Например, на основании данных контроля результатов образования по какому-то предмету может быть признано, что они не соответствуют предъявляемым к ним требованиям и, что причина этого – недостаточно высокая квалификация преподавателя. Руководство образовательного учреждения должно будет принять решение о том, как изменить существующее положение (оказать консультативную помощь преподавателю, направить его на повышение квалификации или сделать что-то другое).
Ограничения – это требования к процессу и результату данной системы, идущие от большей системы. Одни из этих требований определяют характеристики желаемого результата (например, стандарт образования), а другие – характеристики процесса (пример, санитарно-гигиенические нормы). Всякую систему можно представить в виде совокупности связанных подсистем (это называется декомпозировать представление системы). Для этого системный процесс разбивается на части (подпроцессы) и определяются подсистемы, реализующие эти части общего процесса.
Подсистема – это такая часть системы, которая сохраняет ее основное качество.
Образовательный процесс в школе можно представить в виде последовательности трех подпроцессов: начального, основного и полного образования. В результате в педагогической системе образовательного учреждения будут выделены три подсистемы со своими входами, выходами, ограничениями и обратными связями (см. рисунок 2), но каждая из подсистем, как и вся система, будет образовательной.
Если образовательное учреждение работает только в режиме функционирования, т.е. постоянно воспроизводит одни и те же образовательные программы одними и теми же способами, то достаточно, чтобы в ней существовала только педагогическая система. Но, чтобы качество образования повышалось, педагогическая система образовательного учреждения должна развиваться. Ее развитие происходит благодаря тому, что изменяются состав, свойства составляющих ее компонентов (учебных программ, образовательных технологий, мастерства педагогов, и др.), способы их взаимосвязи. Вследствие этого образовательное учреждение приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования. Без изменений в педагогической системе не могут улучшиться результаты на ее выходе.
Развитие может быть управляемым или стихийным. Управляемое развитие осуществляется через внедрение (освоение) новшеств. Предметом таких изменений могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации учебно-воспитательного, управленческого и других процессов. Инновационная система возникает при управляемом развитии.
Инновационная система образовательного учреждения – это совокупность идей улучшения результатов образования, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что осуществляется процесс введения новшеств в педагогическую систему, направленный на повышение эффективности ее функционирования.
Исходя из общего понятия целенаправленной системы, определить инновационную систему – значит представить ее системные компоненты и связи между ними.
Входы инновационной системы – это: новшества, подлежащие внедрению; педагоги, участвующие в реализации нововведений с их умениями, способностями, мотивами; методы и средства, используемые на различных фазах инновационного процесса; информация о состоянии педагогической системы и др. Следует обратить внимание на то, что по видам компоненты входа инновационной системы во многом совпадают с компонентами входа педагогической системы, но здесь они участвуют благодаря другим своим качествам. Так, если в образовательной деятельности от преподавателей требуются одни знания и умения, то в инновационной – другие. Успешный преподаватель может быть плохим инноватором.
Выходы инновационной системы – это прежде всего изменения в педагогической системе, являющиеся результатом инновационного процесса. Но, кроме того, выходами этой системы могут быть разработки передаваемые другим образовательным учреждениям, изменения в свойствах педагогического коллектива и его членов, конфликты, возникающие в результате внедрения новшеств и др.
Главный компонент инновационной системы – инновационный процесс, представляющий собой преобразование компонентов входа в выход, т.е. это процесс целенаправленных изменений в педагогической системе образовательного учреждения за счет введения в нее каких-то новшеств.
К ограничениям инновационной системы образовательного учреждения относятся: ее цели, т.е. образы тех изменений, которые должны произойти в педагогической системе и ожидаемые их последствия; нормы и правила взаимодействия участников инновационной деятельности; финансовые, трудовые и др. ограничения.
Обратная связь – это механизм управления инновационной деятельностью, обеспечивающий: контроль хода работ на различных стадиях инновационного процесса; оценку результатов; выработку и реализации решений в случаях, когда реальное состояние инновационного процесса отклоняется от желаемого; осуществление мер воздействия на участников инновационного процесса (поощрение или наказание).
На рис. 3 представлены отношения инновационной системы образовательного учреждения с ее педагогической системой.
Каждая система выполняет определенные функции. Функция (от лат. functio – совершение исполнение) – это роль, которую выполняет подсистема или элемент в большей системе. Например, сердце, желудок, органы зрения, слуха и др. выполняют в организме определенные функции. Точно так же, в педагогической системе образовательного учреждения, подсистемы начального, основного и полного образования выполняют свои, отличные от других подсистем, функции. Функции руководителя образовательного учреждения иные, чем у преподавателя (хотя руководитель может выполнять и функции преподавателя).
Инновационная система выполняет пять основных функций:
Качественное выполнение всех этих функций обеспечивает осуществление в педагогической системе образовательного учреждения необходимых и эффективных изменений.
Функция выявления проблем. Изменять что-либо в педагогической системе образовательного учреждения нужно тогда, когда в нем выявлены недостатки, устранение которых позволит улучшить результаты образования на какой-то из ступеней образовательного учреждения или позволит получать те же результаты, но с меньшими затратами времени, усилий, финансовых и других средств.
Необходимость изменений выявляется в результате анализа образовательной деятельности.
В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы:
Анализ обеспечивает построение образа реального состояния педагогической системы и его оценку (постановку диагноза).
Функция выявления возможностей развития. Выполнение этой функции обеспечивает руководство образовательного учреждения и его педагогический коллектив информацией о существующих во вне новшествах и их оценку.
В ходе выполнения этой функции получают ответы на вопросы:
Результатом выполнения этой функции становится образ пространства возможностей развития.
Функция разработки нововведений. Новшества не только находят во вне, но и создаются самими образовательными учреждениями. Если выявлена актуальная проблема образовательного учреждения и во вне не найдено новшество, внедрение которого позволило бы эффективно ее решить, то в таких случаях либо признают данную проблему пока неразрешимой, либо самостоятельно разрабатывают способ ее решения. Предположим, что в результате анализа был сделан вывод о том, что у образовательного учреждения слабые позиции в конкуренции с многими другими образовательными учреждениями и существует актуальная необходимость повысить его престиж. Такую проблему должно решать само образовательное учреждение, и за него этого никто не сделает. Конечно, существует опыт решения подобных проблем, но его невозможно прямо перенести в те условия, в которых существует данное образовательное учреждение. Можно брать лишь отдельные элементы, идеи.
Функция проектирования и планирования изменений. Если анализ создает образ существующей педагогической системы, а поиск и оценка новшеств – образ потенциально возможных ее улучшений, то проектирование и планирование изменений создает образ желаемого будущего, т.е. образ желаемой педагогической системы. Назначение проекта желаемой педагогической системы состоит в том, чтобы дать основные ориентиры для движения образовательного учреждения в будущее.
Приняв это как принципиальные проектные положения, нужно будет ответить на вопросы:
Но мало иметь образ желаемого будущего, нужно спланировать процесс перехода к нему из настоящего. План должен определять, кто, что, когда, где и как должен сделать, чтобы осуществить желаемые изменения в педагогической системе. Планируя изменения в педагогической системе, необходимо учитывать, что школа, изменяясь, одновременно должна и функционировать.
Функция внедрения новшеств. Реализация этой функции обеспечивает перевод возможных изменений в реальные нововведения. Какими бы замечательными не были замыслы, действительностью они станут только, после того, как будут выполнены необходимые для этого действия. Нередко внедрение новшеств не приводит к ожидаемым результатам потому, что что-то не было сделано или что-то не было учтено. Внедрение новшеств включает в себя не только исполнение спланированных действий, но и организацию совместных действий участников инновационной деятельности, контроль ее хода, оценку промежуточных результатов, внесение в нее корректив в случае необходимости.
Литература:
| |
Просмотров: 5435 | |
Всего комментариев: 0 | |