Главная » Статьи » Мои статьи |
Восприимчивость образовательного учреждения к новшествам как основная характеристика инновационной активности этого учреждения. Авторы: Ушаков В.А., к.т.н., доцент, Красильников А.А., Цветковская Н.В. Происходящие социально-экономические преобразования в обществе обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Перед системой образования встает новая проблема - повышение качества образования во всех ее секторах. Средством повышения качества образования является инновационная деятельность образовательных учреждений.
Поставленные в процессе модернизации системы российского образования цели обеспечения доступности, качества, эффективности обучения и воспитания предъявляют повышенные требования к образовательным учреждениям. Происходящие перемены в системе образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Вхождение образовательных учреждений в рыночные отношения, возникновение новых типов и видов образовательных учреждений, направленность на удовлетворение требованиям к современному образованию, а также на удовлетворение образовательных потребностей различных социальных слоев, государства, общества, создание конкурентной среды среди учреждений одного типа и потребность выживания в ней ставят образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития. Основным механизмом деятельности развивающегося учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе образовательного учреждения.
Как показывает практика, сегодня происходит формальный переход большинства образовательных учреждений в режим поиска способов изменения педагогической системы. Предпринимаемые в последние годы педагогами попытки обновления и совершенствования содержания деятельности образовательных учреждений с помощью внесения в нее локальных или модульных изменений зачастую не приносят желаемого результата, что делает актуальным реализацию системных изменений. Кроме того, накопленный опыт инновационной деятельности в образовательных учреждениях позволил выдвинуть на передний план вопрос о том, насколько внедряемые инновации соответствуют насущным потребностям, а также возможностям образовательных учреждений, насколько они удовлетворяют учащихся, родителей, педагогов и способствуют достижению устойчивых высоких результатов образования. Оптимизация развития системы образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. Поэтому исследование и оценка инновационной деятельности приобретают в настоящее время важное значение для определения перспектив развития системы образования.
Способность к развитию образовательных учреждений зависит от действия целого ряда факторов, перечень которых определяется выбором подхода к пониманию проблем развития образовательных учреждений.
В настоящее время сформировалось несколько подходов к пониманию проблем развития учреждений общего образования. Среди них принято выделять подход к развитию школы с позиций рационализации труда учителей Ю.К. Бабанского, подход к развитию школы как освоению новой образовательной модели Л.де Клуве, Э. Маркса, М.Петри, подход с позиций проектирования педагогической системы В.П. Беспалько, подход с позиций концепции «организационного развития» П. Далина и В. Руста, (Мартиросян, 2003).
Каждый из этих подходов обладает своими достоинствами и недостатками. Наиболее продуктивно рассматривать инновационную деятельность НПО с позиций системно-деятельностного подхода В.С.Лазарева (Лазарев, 2002, 2008) к развитию образовательных учреждений, поскольку в нем разработана модель инновационной деятельности, обладающая целым рядом преимуществ:
С позиций системно-деятельностного подхода (Лазарев, 2002, 2008) инновационная деятельность понимается как особый вид деятельности, который ориентирован на изменение в способах и содержании функционирования организаций с целью повышения их эффективности. Инновационная деятельность образовательного учреждения определяется как целенаправленное преобразование ее педагогическим коллективом педагогической системы с целью улучшения способности достигать качественно более высоких результатов образования.
Субъектом инновационной деятельности является педагогический коллектив образовательного учреждения. Объектом инновационной деятельности оказывается его педагогическая система. Содержанием инновационной деятельности становится преобразование педагогической системы образовательного учреждения посредством внедрения (освоения) новшеств.
Процесс внедрения новшеств понимается как осуществление управляемых изменений. Предметом таких изменений в образовательном учреждении могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации учебно-воспитательного, управленческого и др. процессов. Управляемое изменение содержания и структуры педагогической и управленческой систем образовательного учреждения составляет содержание инновационного процесса.
Под инновационным процессом в рамках системно-деятельностного подхода понимаются такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые:
во-первых, обладают новизной;
во-вторых, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей;
в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;
в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями (Лазарев, 2002). Запуск инновационного процесса происходит при осознании потребности в изменениях. Такое осознание происходит либо в результате выявления несоответствия в реализации каких-то функций в организации тому, что должно быть (это называют "разрывом в исполнении"), либо обнаруживается какое-то новшество (разработанное внутри или вне организации), внедрение которого обещает быть полезным.
На следующей стадии производится анализ ситуации, содержание которого зависит от пути возникновения проблемы. В случае обнаружения "разрыва в исполнении" осуществляется анализ среды с точки зрения существования новшеств, внедрение которых потенциально может привести к решению проблемы. Если таких новшеств вовне не обнаруживается, то возникает необходимость самостоятельной разработки решения проблемы. В случае, когда потребность в изменениях возникла в результате информации о возможности улучшений за счет внедрения уже существующего новшества, производится сбор информации, необходимой для его оценки.
После того как необходимое новшество найдено или разработано, производится его экспертиза и принимается решение о внедрении или отказе от внедрения. В случае положительного решения о внедрении новшества запускается сам процесс внедрения.
Эффективность инновационных процессов в организациях зависит от множества факторов. Успех инновационного процесса обусловливается правильно выбранной стратегией, умелым сотрудничеством с партнерами и работниками, а также восприимчивостью самой организации к новшествам. В литературе по инноватике все факторы интенсивности и эффективности инновационных процессов разделяют на две группы (Мартиросян, 2003). Первая группа факторов определяет восприимчивость организации к новшествам, а вторая — способность организации их внедрять.
Наиболее часто восприимчивость понимается как готовность и способность организаций к поиску и освоению новшеств. Согласно мнению А.И. Субетто, инновационная восприимчивость образовательной системы - это готовность к любым потенциальным эффективным нововведениям (инновациям), включая организационные, управленческие, социальные, экономические и т.д. Инновационная восприимчивость системы, в свою очередь, взаимосвязана с восприимчивостью субъектов педагогического процесса к новшествам.
С точки зрения системно-деятельностного подхода к развитию образовательных учреждений (Лазарев, 2002, 2008) восприимчивость к новшествам образовательных учреждений может быть представлена как характеристика их способности находить потенциально полезные для себя новшества, адекватно их оценивать и рационально выбирать, исходя из потребностей и возможностей своего развития. Таким образом, восприимчивость к новшествам охватывает стадии инновационного процесса от поиска новшеств до принятия решения об их внедрении или отказе от них.
В сфере образования восприимчивость образовательных учреждений к новшествам становится предметом изучения впервые как в России, так и за рубежом.
Рассматривая восприимчивость как одну их характеристик инновационной деятельности образовательного учреждения, в процессе исследования решены следующие задачи. 1. Разработана 4-х компонентная структура восприимчивости учреждения НПО (УНПО) к новшествам.
2. Разработана теоретическая модель восприимчивости УНПО к новшествам.
3. Разработана система показателей, характеризующих компоненты восприимчивости УНПО к новшествам.
В таблице приведены компоненты восприимчивости и основные показатели,
влияющие на восприимчивость учреждения НПО.
4. Разработан инструментарий измерения и анализа показателей восприимчивости УНПО к новшествам, состоящий из анкет и методик их обработки и анализа. Для каждого показателя разработаны трехуровневые измерительные шкалы (высокий, средний, низкий). Проведенные эмпирические исследования восприимчивости более 30 УНПО к новшествам позволили обосновать правомерность принятой гипотезы и работоспособность инструментария.
Литература
| |||||||||||
Просмотров: 1794 | | |
Всего комментариев: 0 | |