Главная » Статьи » Мои статьи

Восприимчивость образовательного учреждения к новшествам как основная характеристика инновационной активности этого учреждения
Восприимчивость образовательного учреждения к новшествам
как основная характеристика инновационной активности этого учреждения.
Авторы: Ушаков В.А., к.т.н., доцент, Красильников А.А., Цветковская Н.В.
 
    Происходящие социально-экономические преобразования в обществе обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Перед системой образования встает новая проблема - повышение качества образования во всех ее секторах. Средством повышения качества образования является инновационная деятельность образовательных учреждений.
    Поставленные в процессе модернизации системы российского образования цели обеспечения доступности, качества, эффективности обучения и воспитания предъявляют повышенные требования к образовательным учреждениям. Происходящие перемены в системе образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Вхождение образовательных учреждений в рыночные отношения, возникновение новых типов и видов образовательных учреждений, направленность на удовлетворение требованиям к современному образованию, а также на удовлетворение образовательных потребностей различных социальных слоев, государства, общества, создание конкурентной среды среди учреждений одного типа и потребность выживания в ней ставят образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития. Основным механизмом деятельности развивающегося учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе образовательного учреждения.
    Как показывает практика, сегодня происходит формальный переход большинства образовательных учреждений в режим поиска способов изменения педагогической системы. Предпринимаемые в последние годы педагогами попытки обновления и совершенствования содержания деятельности образовательных учреждений с помощью внесения в нее локальных или модульных изменений зачастую не приносят желаемого результата, что делает актуальным реализацию системных изменений. Кроме того, накопленный опыт инновационной деятельности в образовательных учреждениях позволил выдвинуть на передний план вопрос о том, насколько внедряемые инновации соответствуют насущным потребностям, а также возможностям образовательных учреждений, насколько они удовлетворяют учащихся, родителей, педагогов и способствуют достижению устойчивых высоких результатов образования. Оптимизация развития системы образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. Поэтому исследование и оценка инновационной деятельности приобретают в настоящее время важное значение для определения перспектив развития системы образования.
    Способность к развитию образовательных учреждений зависит от действия целого ряда факторов, перечень которых определяется выбором подхода к пониманию проблем развития образовательных учреждений.
     В настоящее время сформировалось несколько подходов к пониманию проблем развития учреждений общего образования. Среди них принято выделять подход к развитию школы с позиций рационализации труда учителей Ю.К. Бабанского, подход к развитию школы как освоению новой образовательной модели Л.де Клуве, Э. Маркса, М.Петри, подход с позиций проектирования педагогической системы В.П. Беспалько, подход с позиций концепции «организационного развития» П. Далина и В. Руста, (Мартиросян, 2003).

Каждый из этих подходов обладает своими достоинствами и недостатками.
Наиболее продуктивно рассматривать инновационную деятельность НПО с позиций системно-деятельностного подхода В.С.Лазарева (Лазарев, 2002, 2008) к развитию образовательных учреждений, поскольку в нем разработана модель инновационной деятельности, обладающая целым рядом преимуществ:
  • наличие теоретического обоснования;
  • высокий уровень обобщенности, выражающейся в отсутствии жесткой связи с какой-либо одной педагогической системой;
  • обеспечение возможности определять требования к способам выполне­ния всех основных функций инновационной деятельности, позволяющих выявлять проблемы образовательного учреждения, искать и оценивать воз­можности их решения, планировать изменения и их осуще­ствление (внедрение новшеств);
  • обеспечивать возможность определять требования к результатам выпол­нения функций инновационной деятельности.
    С позиций системно-деятельностного подхода (Лазарев, 2002, 2008) инновационная деятельность понимается как особый вид деятельности, который ориентирован на изменение в способах и содержании функциони­рования организаций с целью повышения их эффективности. Ин­новационная деятельность образовательного учреждения определяется как целенап­равленное преобразование ее педагогическим коллективом педагогической системы с целью улучшения способности достигать качественно более высоких результатов образования.
    Субъектом инновационной деятельности является педагогический коллектив образовательного учреждения. Объектом инновационной деятель­ности оказывается его педагогическая система. Содержанием иннова­ционной деятельности становится преобразование педагогической сис­темы образовательного учреждения посредством внедрения (освоения) новшеств.
    Процесс внедрения новшеств понимается как осуществление уп­равляемых изменений. Предметом таких изменений в образовательном учреждении могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы орга­низации учебно-воспитательного, управленческого и др. про­цессов. Управляемое изменение содержания и структуры педа­гогической и управленческой систем образовательного учреждения составляет содер­жание инновационного процесса.
    Под инновационным процессом в рамках системно-деятельностного подхода понимаются такие измене­ния в целях, условиях, содержании, средствах, методах, фор­мах деятельности, которые:

во-первых, обладают новизной;
во-вторых, обладают потенциалом повышения эффектив­ности этих процессов в целом или каких-то их частей;
в-третьих, способны дать долговременный полезный эф­фект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;
в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми но­вовведениями (Лазарев, 2002).

    Запуск инновационного процесса происходит при осозна­нии потребности в изменениях. Такое осознание происходит либо в результате выявления несоответствия в реализации каких-то функций в организации тому, что должно быть (это называют "разрывом в исполне­нии"), либо обнаруживается какое-то новшество (разработан­ное внутри или вне организации), внедрение которого обещает быть полезным.
    На следующей стадии производится анализ ситуации, содержа­ние которого зависит от пути возникновения про­блемы. В случае обнаружения "разрыва в исполнении" осу­ществляется анализ среды с точки зрения существования нов­шеств, внедрение которых потенциально может привести к решению проблемы. Если таких новшеств вовне не обнаружи­вается, то возникает необходимость самостоятельной разработки решения проблемы. В случае, когда потребность в изменениях возникла в резуль­тате информации о возможности улучшений за счет внедрения уже существующего новшества, производится сбор ин­формации, необходимой для его оценки.
    После того как необходимое новшество найдено или разра­ботано, производится его экспертиза и принимается решение о внедрении или отказе от внедрения. В случае положительного решения о внедрении новшества запускается сам процесс внедрения.
    Эффективность инновационных процессов в организациях зависит от множества факторов. Успех инновационного процесса обусловливается правильно выбранной стратегией, умелым сотрудничеством с партнерами и работниками, а также восприимчивостью самой организации к новшествам. В литературе по инноватике все факторы интенсивности и эффективности инновационных процессов разделяют на две группы (Мартиросян, 2003). Первая группа факторов определяет восприимчивость организации к новшествам, а вторая — способность организации их внедрять.
    Наиболее часто восприимчивость понимается как готовность и способность организаций к поиску и освоению новшеств. Согласно мнению А.И. Субетто, инновационная восприимчивость образовательной системы - это готовность к любым потенциальным эффективным нововведениям (инновациям), включая организационные, управленческие, социальные, экономические и т.д. Инновационная восприимчивость системы, в свою очередь, взаимосвязана с восприимчивостью субъектов педагогического процесса к новшествам.
    С точки зрения системно-деятельностного подхода к развитию образовательных учреждений (Лазарев, 2002, 2008) восприимчивость к новшествам образовательных учреждений может быть представлена как характеристика их способности находить потенциально полезные для себя новшества, адекватно их оценивать и рационально выбирать, исходя из потребностей и возможностей своего развития. Таким образом, восприимчивость к новшествам охватывает стадии инновационного процесса от поиска новшеств до принятия решения об их внедрении или отказе от них.
    В сфере образования восприимчивость образовательных учреждений к новшествам становится предметом изучения впервые как в России, так и за рубежом.
    Рассматривая восприимчивость как одну их характеристик инновационной деятельности образовательного учреждения, в процессе исследования решены следующие задачи.
1. Разработана 4-х компонентная структура восприимчивости учреждения НПО (УНПО) к новшествам.
2. Разработана теоретическая модель восприимчивости УНПО к новшествам.
3. Разработана система показателей, характеризующих компоненты восприимчивости УНПО к новшествам.
 
В таблице приведены компоненты восприимчивости и основные показатели,
влияющие на восприимчивость учреждения НПО.


Компоненты восприимчивости

Показатели

Когнитивная готовность - информированность о существующих вовне педагогических и иных разработках, предназначенных для использования в образовательном процессе

- доля существующих вовне разработок, которые предназначены  для совершенствования деятельности УНПО, и по которым субъект управления образовательным учреждением имеет информацию достаточную, чтобы судить об их назначении и потенциальных возможностях.

Мотивационная готовность -  заинтересованность в максимальном использовании возможностей образовательного учреждения в совокупности с верой, что вовне такие возможности могут существовать в виде полезных новшеств

- степень амбициозности стратегической ориентации УНПО;

- степень полноты и  надежности выявления изменений, объективно необходимых в образовательной системе УНПО;

- степень значимости, придаваемой субъектом управления внешней среде как потенциальному источнику идей и разработок, применение которых может быть полезно для совершенствования  образовательной системы УНПО.

Технологическая (операционная) готовность -  владение методами и средствами поиска новшеств вовне, их оценки, выработки и принятия решений о внедрении или отказе от внедрения

- степень использования источников и каналов  информации о существующих вовне разработках, предназначенных для использования в УНПО;

- степень надежности используемых методов и процедур оценки потенциальных новшеств;

- степень надежности используемых методов и процедур принятия решений о внедрении новшества или отказа  от него

Организационная готовность – наличие в образовательном учреждении специальной организационной структуры для  осуществления поиска, оценки и выбора новшеств.

- степень определенности распределения обязанностей и ответственности за поиск потенциальных новшеств, их оценку и принятие решений о внедрении;

- степень определенности порядка подачи и  рассмотрения предложений о внедрении новшеств в образовательную систему УНПО;

- степень определенности порядка выработки решений и внедрения новшеств или отказа от внедрения

 
4. Разработан инструментарий измерения и анализа показателей восприимчивости УНПО к новшествам, состоящий из анкет и методик их обработки и анализа. Для каждого показателя разработаны трехуровневые измерительные шкалы (высокий, средний, низкий). Проведенные эмпирические исследования восприимчивости более 30 УНПО к новшествам позволили обосновать правомерность принятой гипотезы и работоспособность инструментария.

 Литература

  1. Де Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. с англ. – Калуга, 1993
  2. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002
  3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М., 2008
  4. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы. – М., 2003
  5. Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности школы. – М., 2003
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Rawicz (22.09.2010)
Просмотров: 1794 | Теги: Восприимчивость, инновационной, образовательного, новшества, активности, характеристика, учреждения | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: