Главная » Статьи » Мои статьи |
Структура, содержание и характеристики инновационной деятельности преподавателя
Структура, содержание и характеристики инновационной деятельности преподавателя
Авторы: Ушаков В.А., к.т.н., доцент, Шамрай Н.Н., д.п.н., профессор, Красильников А.А., аспирант Преподаватель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности преподавателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.
Профессиональная деятельность преподавателя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога, развития его творческих способностей. Без творчества нет педагога-мастера[1].
В широком смысле творчество – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой создаются новые результаты (материальные продукты, знания, методы и др.). Эти результаты могут быть новыми только для этого человека или же иметь значение новшества для многих и даже всех людей. Творчество педагога начинается с усвоения того, что уже накоплено другими (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), но в своих развитых формах это процесс преобразования сложившейся практики. Педагогов, чьи имена хорошо известны в образовании, – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин и др. – объединяет одно важнейшее качество – творческое отношение к делу, стремление делать его как можно лучше. Но есть множество педагогов, которые известны в меньшей степени, но обладают тем же качеством, и в повседневном поиске творят свою неповторимую практику и самих себя как личность. Творческое отношение к своему делу – важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.
Выдающийся отечественный психолог В.В. Давыдов, различая понятия личность и индивид отмечал, что всякий человек есть индивид, но не всякий индивид личность. "Личностью обладает творчески ("свободно") и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни"[2]. У многих людей внешнее индивидуальное своеобразие не выступает в качестве их творческого дела. Стремление к внешней индивидуальности – это еще не показатель личности человека. Личностный уровень индивида, по В.В. Давыдову, обнаруживается, прежде всего, в творческом отношении к различным формам общественной жизни и уже через это – в творческом создании и самого себя. "…Личность" – это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт – значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия "личность" и "творчество" неотделимы друг от друга"[3]. С этой позиции преподаватель, переставший работать над собственным развитием и не участвующий в инновационной деятельности, обладает индивидуальностью и является субъектом педагогической деятельности (может быть весьма успешным), но личность в нем умерла. Человек, обладающий этим особым качеством, – быть личностью – всегда стремиться создать что-то непохожее на то, что сделано другими, и в этом выразить себя, свою индивидуальность.
Какие качества делают человека творцом, а значит и личностью? Откуда берутся эти качества, являются ли они врожденными, или человек приобретает их в ходе своего развития? Все ли могут творить или это доступно только избранным? Ответы на эти вопросы стремились дать давно. В ранний период исследования творчества на основе изучения биографий, автобиографий, мемуаров выдающихся художников, ученых, изобретателей исследователи стремились выделить качества, присущие им всем и отличающие их от других людей. Результатом этой работы стал вывод, о том что важнейшая черта творца — непреодолимое стремление к самой творческой работе. В числе специфических качеств творческой личности также выделяли: напряженность внимания, большую впечатлительность, восприимчивость, интуицию, большую фантазию, дар предвидения, обширность знаний, стремление уйти от шаблона, оригинальность, инициативность, высокую самоорганизацию, большую работоспособность.
Более поздние исследования показали, что нет оснований полагать, будто способность творить дается только избранным. Наоборот, есть основания утверждать, что творцом может быть каждый человек, стремящийся реализовать себя в своей деятельности и развивать свои деятельные способности. Важнейшая черта такого человека – стремление к созиданию нового и себя самого. Кроме того, такому человеку присущи: чувствительность к общественным потребностям в изменениях, способность формулировать альтернативы решений в проблемных ситуациях; способность подвергать сомнению то, что кажется очевидным; умение выделять главное; способность видеть перспективу; критичность суждений, отказ от ориентации на авторитеты; готовность к разумному риску; способность к обобщениям; способность видеть целое раньше частей и др. Со всеми этими качествами человек не рождается, а приобретает их в своей деятельности. Но для этого сама деятельность должна быть построена особым образом.
Современные подходы к обучению предполагают совместное творчество преподавателя и обучающихся. От преподавателя требуется:
Но деятельность преподавателя должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Он должен создавать и постоянно совершенствовать свою педагогическую концепцию, осваивать и, если требуется, производить новые методы педагогической деятельности.
Инновационная деятельность, как и всякая другая, может быть в разной степени результативной и эффективной. Это определяется ее структурой и содержанием. Исследованию деятельности посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности, в последующем развитую другими психологами.
Анализируя структуру человеческой деятельности, А.Н. Леонтьев выделил в ней следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели, действия, операции.
Человек осуществляет деятельность, потому что посредством этого он удовлетворяет ту или иную потребность. Потребность – это состояние испытываемой субъектом нужды в чем-то, недостатка чего-то. Потребность может существовать в двух формах – неопредмеченной (нужды в чем-то) и опредмеченной (направленной на определенный предмет). Чувство голода может направить человека на поиск пищи, но целенаправленным этот поиск станет тогда, когда будет конкретизировано, что именно искать. Опредмеченная потребность, т.е. потребность, имеющая предметное определение, является мотивом. Без мотива не бывает деятельности. Отдельные деятельности могут различаться по множеству признаков: по форме, по способам осуществления, и др. Но главное их отличие состоит в их предмете, т.е. в предмете потребности или иначе – мотиве. Деятельности без мотива не бывает. Немотивированная деятельности, согласно А.Н. Леонтьеву, - это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.
Всякая деятельность реализуется через действия. Они – основные образующие отдельных деятельностей. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Действие – это процесс, подчиненный достижению определенного результата, существующего в форме цели. Действия различаются, прежде всего, своими целями. Если деятельность направлена на мотив, то действие – на цель. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. Например, ведение дискуссии, передача сообщения, перемещение из одного пункта в другой могут реализоваться в разных видах деятельности. Развернутая деятельность осуществляется как сложная структура действий, она предполагает выполнение множества связанных между собой действий, а значит и достижение множества целей.
Помимо цели, определяющей, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения. Способы выполнения действия А.Н. Леонтьев называет операциями. Если цель состоит в том, чтобы добраться до пункта А, то сделать это можно разными способами. Выбор операции определяется существующими условиями. Если у вас есть автомобиль, и есть дорога, ведущая в пункт А, по которой можно проехать, то это одни условия, а если автомобиля или дороги нет, то это другие условия и цель будет достигаться разными операциями. При изменении условий цель остается, но способы ее достижения меняются.
Цель в единстве с условиями ее достижения образуют задачу. В приведенном выше примере, в зависимости от условий, задачи будут разными по сложности.
На рисунке 1 изображена общая структура деятельности. Построение деятельности того или иного вида требует конкретизации содержания составляющих ее компонентов.
Поскольку инновационная деятельность – это особый вид деятельности, нужно понять специфические особенности ее мотивов, целей, задач, и др.
Мотивы участия в инновационной деятельности. То, что побуждает человека действовать, к чему он стремиться может иметь разное содержание и быть неявным даже для самого человека. Мотив придает деятельности личностный смысл. В принципе все, с чем встречается человек может стать предметом его потребности. Но все потребности можно сгруппировать в определенные классы. Известный американский психолог А. Маслоу разработал многоуровневую классификацию потребностей (мотивов). Согласно А.Маслоу, поведение человека детерминировано его потребностями – состояниями, создаваемыми нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует человека. После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.
А. Маслоу выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей (рис. 2).
На самом нижнем уровне находятся физиологические потребности в пище, жилище, одежде и др. Высшие потребности – это потребности в самоутверждении и самореализации.
Высшая потребность может стать мотивом поведения, по А. Маслоу, лишь тогда, когда будут удовлетворены потребности более низких уровней. Но он оговаривался, что его иерархия потребностей не является жесткой схемой. Он допускал, что потребности более высоких уровней, могут пробуждаться и до того, как удовлетворены потребности низких уровней. Кроме того, А.Маслоу полагал, что высшие потребности приобретают функциональную автономию: раз возникнув в сознании человека, они уже мало зависят от степени удовлетворения низших потребностей.
Иерархия потребностей А.Маслоу – полезный инструмент для анализа поведения людей и самоанализа. Хотя в деятельности людей одновременно реализуются мотивы разных уровней, т.е. деятельность полимотивирована, в ней всегда есть доминирующие мотивы, невозможность реализации которых, ведет к прекращению деятельности.
Психологические исследования изобретателей, наиболее продуктивно работающих ученых и деловых людей привели к выводу, что основное их отличие не в некой особой умственной одаренности, а в мотивации. Было показано, что их действия в значительной мере определяются стремлением к интеллектуальному успеху или как его назвали мотивом достижения.
Анализ практики участия (и не участия преподавателей в инновационной деятельности) показывает, что здесь обнаруживаются мотивы разных уровней. Нередко основными мотивами включения в инновационную деятельность оказываются материальные мотивы (дополнительная оплата) или стремление избежать напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе. Если преподаватели не включаются в инновационную деятельность, то чаще всего в их мотивационной структуре доминируют мотивы нижних уровней, и они не рассматривают свое участие в развитии образовательного учреждения как действенное средство реализации этих мотивов.
При развитой мотивационной структуре, материальный мотив не исчезает, но не он определяет отношение преподавателя к инновационной деятельности. Потребности в самореализации и самосовершенствовании является основными мотивами преподавателя-инноватора. Такой преподаватель обладает важнейшей чертой личности – потребностью в активном созидании. Эта потребность является системообразующей, подчиняющей себе другие потребности предметно-вещественного характера, связанные с потреблением.
Задачи инновационной деятельности преподавателя. Инновационная активность преподавателя в общем случае направлена на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего учебного заведения в целом. В инновационной деятельности преподавателями решаются задачи четырех основных типов:
Если преподаватель входит в состав рабочей группы, реализующей внедренческий проект или проводящей эксперимент, то он решает в ней частные задачи в зависимости от распределения обязанностей в группе и формы организации ее работы.
В процессе решения общих задач инновационной деятельности преподавателями могут решаться различные частные задачи:
Преподаватели в своей инновационной деятельности могут решать разные по составу задачи. Одни могут сосредотачиваться только на совершенствовании собственной деятельности, а другие, наряду с этим, могут активно участвовать в развитии педагогической системы образовательного учреждения в целом.
Операциональный компонент инновационной деятельности преподавателя. Основные действия, которые совершает преподаватель в ходе инновационной деятельности это:
Все перечисленные действия имеют сложную структуру и сами состоят из множества действий, различных по целям. Это хорошо видно из описания содержания разработки и реализации внедренческих проектов, а также проведения экспериментов.
Совокупность способов, которыми преподаватель выполняет действия, направленные на решение задач его инновационной деятельности, составляют ее операциональный компонент. Различия в решаемых задачах определяют и различия в операциональном компоненте инновационной деятельности. Но одни и те же задачи могут решаться разными способами. Поэтому различия в операциональном компоненте инновационной деятельности преподавателей определяются еще и тем, какими способами они владеют.
Инновационная деятельность, как и всякая другая деятельность человека, может быть развита в разной степени. В.А. Сластенин и Л.С. Подымова, характеризуя степень сформированности инновационной деятельности, выделили четыре уровня, первый из которых фактически определяет несформированную инновационную деятельность.
Адаптивный уровень инновационной деятельности преподавателя характеризуется неустойчивым отношением к инновациям. Отношение к новому индифферентное, система знаний и готовность к их использованию в необходимых педагогических ситуациях отсутствует. Технологическая готовность связана с использованием своего опыта. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя строится по заранее отработанной схеме, алгоритму, творческая активность практически не проявляется, повышение квалификации осуществляется по необходимости через различные курсы. Новшество осваивается только под давлением социальной среды. Как правило, на этом уровне происходит отказ от использования новаций в собственной практике.
Репродуктивный уровень отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, проявляется стремление к установлению контактов с педагогами-новаторами, отмечается более высокий индекс удовлетворенности педагогической деятельностью. Творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях. Формируется положительная направленность потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к обучению и воспитанию детей; мышление характеризуется копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приемов работы. Преподавателями осознается необходимость самосовершенствования.
Эвристический уровень проявления инновационной деятельности характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов введения новшеств. Заметные изменения происходят в структуре технологического компонента, свидетельствующие о становлении личности преподавателя как субъекта альтернативной концепции, технологии или содержания образования. Имея достаточно надежную технологию, преподаватель продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений. В структуре педагогического мышления важное место занимают рефлексия, эмпатия, обеспечивающие успешность внедрения инноваций, уменьшение риска и отторжения новшества педагогическим сообществом. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из общения с педагогами других групп.
Креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладает высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к устойчиво преобразующей, активно-созидательной и самосозидательной работе. Технологическая готовность преподавателей приобретает целостный, методологический характер, особое место в ее структуре приобретают аналитико-рефлексивные умения. В инновационной деятельности преподавателей важное место занимают импровизация, педагогическая интуиция, творческое воображение, обеспечивающие создание оригинальных авторских подходов к обучению. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; высокий уровень педагогической рефлексии и творческой самостоятельности создает условия для эффективной самореализации вне возможностей преподавателя. Преподаватели целенаправленно относятся к поиску недостающей информации. Нередко они выступают инициаторами проведения семинаров, конференций по инновационной педагогике. Они охотно делятся педагогическим опытом, хорошо владеют умениями организации коллективной дискуссии и разрешения конфликтных ситуаций.
Характер инновационной деятельности преподавателя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств преподавателя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования студентов, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности преподавателя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься как:
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности преподавателя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Направленность преподавателя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства, только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая, лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, к тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, обо всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность преподавателя к проблемам определяется, прежде всего, тем как он понимает цели образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы преподаватель видеть не будет. Точно так же преподаватель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть как недостатков педагогической системы образовательного учреждения и своей практики, так и возможностей их устранения.
Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы преподаватель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим условиям, реально существующим в данном образовательном учреждении. Если, например, преподаватель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в образовательном учреждении строится по знаниевоориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.
Степень компетентности преподавателя в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте.
Третий компонент готовности преподавателя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет преподаватель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Преподаватель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
Общий уровень готовности преподавателя к инновационной деятельности является функцией от:
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.
Литература:
| |
Просмотров: 6179 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |