Главная » Статьи » Мои статьи

Специализированное программное обеспечение современного ВУЗа
Специализированное программное обеспечение современного ВУЗа
Автор: Красильников А.А.

 

    Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше.
    Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни. В наше время нередко звучат требования улучшить подготовку нового поколения работников, что находит свое отражение в реализации множества государственных программ, а также проектов, осуществляемых коммерческими организациями и благотворительными фондами. Однако этого недостаточно — необходимо удвоить усилия, направленные на повышение уровня образования.
    Эффективная интеграция информационных технологий (ИТ) в образование является ключом к решению данной проблемы, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. В настоящее время одной из наиболее успешных компаний работающих в данном направлении является корпорация Microsoft. В корпорации Microsoft этот подход в области использования информационных технологий в образовании обозначается термином Connected Learning Community.
    Connected Learning Community представляет собой простую, но достаточно мощную концепцию, имеющую сегодня гораздо большую важность, чем пять лет назад, когда она только появилась. Согласно этой концепции, мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование информационных технологий расширяет возможности обучения, предоставляя необходимый практический опыт их внедрения.
    Концепция Connected Learning Community претворяется в жизнь во многих странах. В одних случаях такие сообщества возникают на базе учебных заведений, успешно интегрировавших ИТ в процесс обучения, в других — являются результатом работы добровольных активистов. Возможности для формирования сообществ не ограничены и зависят от воображения и энергии создателей. Независимо от используемого подхода, существует три фундаментальных блока, образующих любое сообщество:
 
    Современная инфраструктура обучения
    Современная инфраструктура обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернет) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они хотят обмениваться друг с другом.
    Инфраструктура обучения для каждого сообщества будет состоять из комбинации перечисленных выше элементов, но в то же время она будет уникальной, отражая потребности, интересы и имеющиеся ресурсы сообщества.
 
    Неограниченный доступ — в любое время и в любом месте
    Сообщество может только выиграть от внедрения современной инфраструктуры обучения, если его члены обладают неограниченным доступом к ней. В Connected Learning Community учащиеся всех возрастов и способностей получают этот доступ с помощью настольных компьютеров, ноутбуков, карманных компьютеров и других устройств, имеющихся в школах, дома, в библиотеках, коммерческих фирмах, юношеских центрах, публичных киосках и других местах. Следует отметить, что использование инфраструктуры обучения в Connected Learning Community совершенно не предполагает наличие собственного компьютера.
    Такое взаимодействие приводит к созданию новых уровней обучения и реализации новых возможностей управления учебными заведениями. Для учащихся информационные технологии превращаются в ежедневный инструмент обучения, для преподавателей — в средство разработки учебных планов, а для администраторов — в источник непрерывного усовершенствования организации учебного заведения.
 
    Влияние информационных технологий на эффективность общения между преподавателями и студентами
    Если попросить любого студента назвать любимого преподавателя, он вспомнит того, кто обладает наиболее важным качеством — индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Все помнят того преподавателя, которые тратил дополнительное время на общение, обеспечивая тем самым обратную связь и поддерживая новые идеи.
    Информационные технологии не подменяют собой человеческое общение — они просто решают определенные задачи, давая тем самым возможность сконцентрироваться на идеях при встречах с коллегами. Одним из таких продуктов, делающих личное общение более привлекательным и эффективным, является Microsoft NetMeeting, приложение для проведения видео-конференций. Совместно используемый контент заранее доступен всем заинтересованным участникам, а участие в конференции можно принимать, не покидая своих офисов. Такой подход дает возможность участникам заранее обдумать цель встречи, а уже затем извлечь максимальную пользу из личного общения.
    Использование подобных технологий имеет широкие возможности и в высшем образовании. Так, студенты могут заранее просматривать учебные планы, знакомиться с содержанием курсов и сравнивать свои успехи с предлагаемыми темпами обучения на факультете — до того, как они встретятся со своим постоянно занятым куратором. Благодаря этому общение с ним может стать намного содержательнее. С другой стороны, студенты могут заранее прослушать лекции, изучить необходимый материал с помощью Интернет, а затем, уже подготовленными, придти на лекцию, чтобы делать именно то, для чего они там собрались: обмениваться идеями, обсуждать различные точки зрения и т. д. Сами лекции могут стать короче и проводиться в разное время. Как показывают результаты исследований, такие преобразования в процессе обучения студентов приводят к повышению качества полученных знаний.
    Например, на кафедре математики в Технологическом институте штата Вирджиния был создан Math Emporium — обучающий центр, состоящий из 500 рабочих станций и предназначенный для обучения 3,5 тыс. студентов линейной алгебре. В отличие от лекций, на которых студенты просто сидят и делают записи, изучение материала в центре проходит в виде выполнения лабораторных работ, причем каждый студент может делать это по-разному в соответствии с уровнем его знаний и способностей.

Литература:
  1. Андреев А.А., Каплан С.Л. и др. Основы открытого образования. /под. ред. В.И. Солдаткина. – М., 2003. – 674 с.
  2. Бондарева С.К., Кураков Л.П. Образовательное пространство России: проблема интеграции – М.: Вуз и школа, 2004. – 465 с.
  3. The Connected Learning Community: A Vision Brought To Life.
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Rawicz (17.11.2010)
Просмотров: 1430 | Теги: современного, обеспечение, ВУЗа, программное, Специализированное | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: