Главная » Статьи » Мои статьи

Создание условий учебно-исследовательской деятельности в учебном процессе
Создание условий учебно-исследовательской деятельности в учебном процессе.
Авторы: Ушаков В.А., к.т.н., доцент, Красильников А.А., Цветковская Н.В.
 
    Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. В последние годы группа исследователей под руководством С.Парнса предложила следующие рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. На сегодняшний день эти рекомен­дации считаются общепризнанными в мировом научно-педагоги­ческом сообществе.
 
• Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружа­ющими — соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или не будут ли осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.
 
• Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсо­знание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхнос­ти»; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впо­следствии прояснить, упорядочить и использовать.
 
• Воздерживаться от оценок. Благодаря ему учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.
 
• Показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Психологические исследования творческих процессов показывают, что возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений, сравнений. Образное мышление на основе метафорических сравнений многие считают «природной способностью» детей, однако и у детей эта способ­ность нуждается в поддержке и развитии. В средней и высшей школе работа с метафорами предполагает не просто побуждение к образному мышлению, но сочетание спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении, включении в решение творческой задачи.
 
• Давать возможность умственной разминке. Поначалу сама обста­новка совместного группового поиска решений может пока­заться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возмож­ность учащимся освоиться в новой для них ситуации, например, дать «разогревающие» упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).
 
• Поддерживать живость воображения. Это рекомендация общего плана, но ее очевидность — кажущаяся. Вопреки распространен­ному мнению, будто фантазирование — признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, т.к. они являются фундаментом творческого мышления.
 
• «Дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после некоторого «инкубационного периода», «созревания идей» все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.
 
• Устранять внутренние препятствия для мышления. Преподователь создает такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.
 
• Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобрази­тельному искусству или литературе. Однако она может решаться
 
• учителями и попутно, например, в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости.
 
• Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений — это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависи­мость творческих возможностей от осведомленности, инфор­мированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.
 
• Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение. Едва ли стоит специально пояснять, что все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Еще одна их черта — личностная включенность учащих­ся, создать которую можно лишь при соответствующей включен­ности самого преподавателя.
 
Литература
  1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). – М., 1989.
  2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М., 2008.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Rawicz (05.10.2010)
Просмотров: 1232 | Теги: процессе, учебно-исследовательской, учебном, условий, создание, деятельности | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: