Главная » Статьи » Мои статьи |
Реализация принципа саморазвития личности
Реализация принципа
саморазвития личности
Автор: Красильников А.А.
На каждой ступени
образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у
учащихся не только формировались конкретные знания и умения, но и развивались
определенные качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни
достаточно быстро осваивать любое новое содержание деятельности, а в случае
необходимости – и новые профессии, т.е. образование должно закладывать основу
для дальнейшего саморазвития личности человека.
Речь идет о таких
компонентах образования, которые будут полезны выпускнику при изучении любого
дела, любого нового производства, в том числе и при возможной перемене
профессии. Как известно, личность включает в себя интеллектуальную, волевую,
эмоциональную и сенсорно-двигательную сферы. Поэтому инвариантные компоненты
образования мы будем рассматривать в этих аспектах.
Интеллектуальная
сфера. Именно общеобразовательная подготовка, как естественно-научная,
так и гуманитарная, дают человеку наиболее широкий кругозор, обеспечивают
возможность активной деятельности в любой области, в том числе и при перемене
профессии. Именно общеобразовательные знания устаревают медленнее всего и могут
быть применены в любой профессиональной деятельности.
Необходимо также
формирование знаний по общенаучным, общетеоретическим основам технологии как
науки о способах производства вообще. В какой-то мере инвариантными, но внутри
только одной отрасли или группы отраслей будут знания по общеотраслевым
предметам, (материаловедение, технология машиностроения и т.д.) Поэтому
всемерное усиление общеобразовательной и общеотраслевой подготовки учащихся,
студентов является одним из важных аспектов реализации идей опережающего
образования.
В то же время
общеобразовательные и общеотраслевые знания сами по себе мало что дадут, если у
обучаемых не сформированы способности применять теоретические знания в
практической деятельности. Дело в том, что процесс применения теоретических
знаний в практической деятельности нельзя рассматривать как это обычно делается,
однолинейно – как применение какого-либо одного закона или принципа при решении
практической задачи, а как сложный процесс активного познания студентом объекта
и условий деятельности, ориентировки, разнообразных оценок, «поворачивания»
объекта в плоскость собственной деятельности, соотнесения имеющихся знаний с
наличной ситуацией в разных уровнях: как активный поиск – какие условия должны
быть учтены, какие понятия, принципы и законы из разных областей знаний
необходимо использовать.
Повышение возможностей
целенаправленного обучения данным процессом возможно за счет использования в
обучении специальных методических приемов, непосредственно способствующих
активному применению знаний в практической деятельности. Речь идет о
разнообразных аналогиях, применении наряду с учебной и справочной литературой
приемов переформулирования практических задач; о решении вспомогательных задач,
самостоятельном анализе учащимися и студентами ранее неизвестных им объектов,
как письменное, так и устное обоснование своих действий и коллективное
обсуждение причин ошибок и т.д. Реализовать эти возможности можно среди учащихся
всех возрастов, в процессе изучения практически всех предметов как в
общеобразовательной, так и в профессиональной школе.
Таким образом, формирование
у учащихся и студентов способностей к активному применению теоретических знаний
в практической деятельности – второй аспект реализации задач опережающего
образования в отношении интеллектуальной сферы личности обучаемых.
Третий аспект – это
развитие у учащихся и студентов устойчивого познавательного интереса и
познавательных умений. Эти вопросы были нами рассмотрены выше в главе о
гуманизации образования.
Волевая и
эмоциональная сферы. В сравнении с интеллектуальной сферой это
значительно менее разработанная область педагогики. Однако сюда можно отнести
все то, что говорилось выше о воспитании самосознания личности, об овладении
тактикой и стратегией деятельности, о творческом развитии обучаемых и т.д. Но в
целом это – огромное поле малоисследованных проблем педагогики.
Сенсорно-двигательная сфера. Этот аспект относится, в основном,
к трудовому обучению в школе и практическому (производственному) обучению в
профессиональных учебных заведениях в части формирования трудовых навыков
учащихся и студентов.
Успешность формирования у
них многих навыков зависит от развития таких качеств личности, как точность
зрительного анализа положения рук, других частей тела и инструмента в
пространстве; точность анализа прилагаемых к чему-либо усилий; развитие
способностей коррекции движений в процессе их выполнения, развитие глазомера и
ощущения временных интервалов, слухового восприятия и т.д. Овладение
совокупностью этих компонентов можно выразить общим понятием
сенсомоторная культура.
Сенсомоторная культура
является общей основой для более быстрого формирования многих навыков. Оно также
необходимо в трудовой деятельности очень широкого спектра профессий, в быту,
спорте и т.д. Целенаправленно развивать у учащихся, студентов сенсомоторную
культуру можно посредством подбора объектов труда, проведения специальных
упражнений по развитию различных компонентов сенсомоторной культуры с
применением приборов и приспособлений, позволяющих сопоставлять чувственные
оценки с объективными значениями пространственных, временных и других
параметров, применением самостоятельного планирования учащимися затрат времени,
нормирования их труда и т.д. Исследования показали, что целенаправленное
развитие сенсомоторной культуры при сравнительно небольших затратах учебного
времени позволяет ускорить в дальнейшем формирование различных навыков в 1,3–1,7
раза.
Из сказанного можно сделать
вывод о том, что современной педагогикой накоплен достаточно большой арсенал
средств для реализации принципа саморазвития. Нужно комплексно использовать его.
В целом же идея опережающего образования становится ключевой для развития
страны, для ее экономики, социальной сферы, для ее будущего процветания.
Литература:
| |
Просмотров: 1457 | | |
Всего комментариев: 0 | |