Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие критического мышления
Развитие критического мышления 
 Авторы: Ушаков В.А., Красильников А.А.. Цветковская Н.В.

    Развитие рационального, критического мышления является на протяжении десятилетий одной из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.
    В ряде педагогических поисков последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправ­ленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обуче­нию мыслительным умениям, процессам познавательного поиска.
    Яркий пример такого рода поисков — разработки, ведущиеся с середины восьмидесятых годов в США в рамках проектов Ассоци­ации по разработке учебных программ (Association for Supervision and Curriculum Development). К моменту начала этих разработок стремление включать в самые разнообразные учебные курсы задачи интеллектуального развития стало одним из общих мест педагоги ческой практики. Чтобы выработать единые для учителей и специа­листов ориентиры, была поставлена цель — представить общую картину интеллектуальных (мыслительных) умений, которые явля­ются предметом целенаправленного формирования в учебном процессе. Стержнем развития интеллектуальных умений явилось критическое мышление.
    Как показало выполненное Дж.Гудлэдом обзорное исследова­ние, в США в восьмидесятые годы развитие критического мышле­ния специально выделено в перечнях декларируемых образова­тельных целей в большинстве штатов и школьных систем страны. Задача развития критического мышления, по словам Р.Пола (США), состоит в том, чтобы учащиеся пришли к пониманию, осознанию в самих себе проявлений естественной человеческой склонности считать свои мнения и ценностные ориентации единственно значимыми и правильными, стремились преодолеть эту склон­ность. Р.Пол предложил разграничивать критическое мышления в «слабом» и «сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью прежде всего развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом» смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испыты­вать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них. По утверждению автора этого разграничения, «сильный» вариант критического мышления еще не получил воплощения в учебных текстах, принятых в практике массовой школы в преподавании обществоведческих дисциплин. Примером может служить тестовое задание, в котором материал для самостоятельных критических суждений учащихся был подобран так, что подводил к выводу о заведомой неправоте СССР в ситуации Карибского кризиса 1962 года. Однако дело не в отдельном примере. По утверждению Р.Пола, в практике школьных систем нельзя даже назвать учебник, который был бы ориентирован на развитие критического мышления в «сильном» смысле слова. Преобладающим является монологическое мышление, соответствующее идеологически доминирующему и предлагаемому в тексте учебника представлению о мире (например, «американскому»). Однако как бы ни обстояло дело в практике массовой школы, в последние годы идеалы развития критического мышления заявляются вполне отчетливо.
    Систематическое включе­ние критического мышления в учебный процесс должно вести не только к более глубокому и разностороннему пониманию изучаемого материала. Педагоги и психологи все большее внимание уделяют формированию такого особого склада мышления и познавательной деятельности, при котором «ученики смогут воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся в мнениях и убежде­ниях, и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания. Они смогут научиться тому, как учиться у других, даже на их возраже­ниях, расхождениях в восприятии, отличающихся способах мышления».
    В семидесятые-восьмидесятые годы организация учебно-позна­вательной деятельности на основе критического мышления стала разрабатываться как особое, сквозное направление дидактических поисков. Интересной их чертой стал выход за пределы рационали­стического, интеллектуального понимания критического мышления.
    Современное понимание критического мышления выводит его за рамки набора умений и навыков в личностную сферу. Проиллю­стрируем это на примере получивших широкую международную известность разработках психолога и педагога Р.Энниса, где соответ­ствующая организация учебного процесса связывается с развитием склонностей к критическому мышлению.
 
Склонности к критическому мышлению
  • поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;
  • поиск обоснований;
  • стремление к разносторонней осведомленности;
  • использование надежных источников и ссылка на них;
  • целостное рассмотрение ситуации;
  • стремление придерживаться основной темы;
  • удержание в поле внимания исходной (основной) задачи;
  • поиск альтернатив;
  • открытость;
  • выбор точки зрения, позиции (равно как и ее изменение при наличии достаточных оснований);
  • стремление к максимально возможной для данного предмета точности;
  • последовательное, поочередное рассмотрение частей сложного целого;
  • проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, уровню познаний и глубине суждений;
  • склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
    Такая личностная позиция педагога делает обучение частью более широкого образовательного процесса, в котором образование выступает как средство социальной трансформации, демократи­ческого преобразования общества.
 
Литература:
  1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). – М., 1989.
  2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М., 2008.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Rawicz (19.10.2010)
Просмотров: 1939 | Теги: демократического, социально-педагогическом, связывается, общества, мышлению, обучение, важность, ПЛАН | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: