Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Воспитание и Православие
Воспитание и Православие
Автор: Толмачева И.А., доцент кафедры ГСЭЕД
 
    Вот уже несколько лет подряд в прессе искусственно разжигается скандал по поводу введения школьного факультативного курса «Основ Православной культуры», а также возможности его преподавания в средних специальных и высших учебных заведениях. С особой силой он разгорается в сентябре – с началом нового учебного года. Так было и в этом году, когда объявили о введении курса ОПК в школах ряда регионов России.
    Фактически суть всего конфликта сводится к вопросу «А нужен ли Православный элемент в воспитании современного поколения?» Можно оставить всё как есть и продолжать развращать нашу молодёжь, насаждая совершенно чуждую русскому человеку культуру и мораль. А можно кардинально изменить сам подход к воспитанию, вернувшись к той системе нравственных ценностей, которые были созданы более двух тысяч лет назад и которые были приоритетными в России до Октябрьской революции.
    Противники новой учебной дисциплины пытаются нам доказать, что она способствует разжиганию национальной вражды, принудительно навязывает религию и является проявлением средневекового мракобесия. Однако в ряде регионов России курс ОПК ведётся уже не первый год, и всплесков национализма там не наблюдается, а наоборот, ситуация стала намного спокойнее. А вот настоящей дикостью и мракобесием является незнание (а может быть, нежелание знать) того, что на протяжении тысячелетия история нашей страны, её культура, вся великая русская литература, культура были неразрывно связаны с Православием.
    Какой смысл приобщать детей к шедеврам мирового искусства или водить их в Третьяковскую галерею или Русский музей, если, например, две трети картин отечественных художников в них связаны с библейскими сюжетами? Прежде всего их необходимо обучить хотя бы азам Православной культуры.
    Даже сама школа в России была создана Церковью. Именно духовенство взяло на себя бремя образования народа после Крещения Руси. Вплоть до XVIII века образование в России можно было получить только при монастырях или приходах. Только при Петре I стали появляться нецерковные школы. К началу XIX века в России насчитывалось 21 тыс. церковно-приходских школ и 315 светских, а в начале XX века их соотношение уравнялось. Но при этом такой предмет, как «Закон Божий», преподавался в Российской Империи и в светских школах.
    У нас в стране уже была попытка создать новую идеологию и новую мораль. Только это привело общество в тупик. Новым идеологам не удалось найти замену великим принципам любви, сострадания, они не сумели противопоставить ничего тысячелетнему опыту народа. Не для кого не является секретом, что при создании пионерских и комсомольских организаций были использованы Православные принципы построения отношений между людьми, без которых человек просто превращается в животное. Но когда в связи с развалом СССР были ликвидированы эти молодёжные организации, образовался вакуум, который стал сразу наполняться всевозможными магами и оккультистами, идеями новой культуры, свободной любви и прочими вредными для неокрепшей молодой психики вещами. И сегодня уже многим понятно, что пора бить тревогу, чтобы не дать погубить наших детей. Те, кто выступает против введения курса ОПК, пытаются аргументировано доказать его вредность и даже и даже опасность для общества. Аргумент первый: Новый предмет носит обязательный характер. Но изначально Министерство образования указывало на то, что курс ОПК должен преподаваться факультативно по желанию родителей и учеников. Аргумент второй: Православная Церковь внедряет в образовательные учреждения «Закон Божий». Но Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указывает, что ОПК являются культурологической дисциплиной, и Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизаций. В школе знания Православия будут даваться в контексте изучения культуры страны, а выбор религии останется личным делом каждого. Аргумент третий: Введение предмета ОПК нарушает закон «Об образовании», которое у нас должно носить светский характер. Но «светский» не значит «атеистический», «антирелигиозный». «Именно исходя из такого понимания, - говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мученицы Татьяны при МГУ, - естественно требовать в демократическом государстве, чтобы культура, к которой исторически принадлежит подавляющее большинство населения нашей страны, имела право быть преподаваемой. Это большинство имеет право учить своих детей не каким-то абстрактным общечеловеческим ценностям, не местечковым приоритетам, но, прежде всего той культуре, которая была и остаётся, как бы нас не пытались убедить в обратном, по преимуществу православной». В школе знания Православия будут даваться в контексте изучения культуры страны, а выбор религии останется личным делом каждого. Аргумент четвёртый: Введение курса ОПК – это попытка навязать школе религиозное мировоззрение. А разве школе не навязывают другое, материалистическое, т.е. атеистическое, мировоззрение? И это абсолютно ненормально. Многие родители в нашей стране желают, чтобы их дети были воспитаны в религиозном мировоззрении, т.к. без веры в Бога сегодня просто невозможно воспитать нравственного человека. Аргумент пятый: Изучение Православной культуры ущемляет права национальных меньшинств. Но только в Москве на сегодняшний день более 100 этнокультурных школ, и большая их часть представлена школами с еврейским и мусульманским компонентами. В 67 школах русский язык преподаётся как иностранный. А по словам руководителя Департамента образования Москвы Любови Кезиной «в Москве все школы – нерусские», т.е. русские дети лишены возможности узнать свои корни. Тогда как в этнокультурных школах позволяется не только изучать культурообразующую религию, но также организовывать питание детей в соответствии с её традициями, использовать национальную религиозную символику – и всё это, заметим, за счёт бюджетных средств. Так почему же никто не упрекает этнокультурные школы в нарушении принципа светского характера государственной системы образования? И чьи же права ущемляются? Налицо узаконенная дискриминация большинства меньшинством. Нацменьшинства в праве изучать свою религиозную культуру за государственный счёт, а русское население России лишено такого права. Аргумент шестой: Преподавание ОПК нарушает права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка закрепляет за ребёнком право изучать культуру страны, в которой он проживает, поэтому никаких нарушений прав ребёнка в данном случае нельзя усмотреть. И как считает уже упомянутый нами протоиерей Максим Козлов, «Православие и ныне – это религия большинства. Русский народ не только в этническом, но и в духовно-культурном смысле составляет преобладающую полноту нашего Отечества. И лишать его права знать свои корни, опираться на древо собственной истории – это государственное безумие!»
    Подводя итоги, можно сказать, что тема эта сложная, для многих неоднозначная, но сегодня большинство наших граждан понимают, назрела необходимость пересмотреть наши взгляды на сам процесс воспитания. Для тех, кто знаком с принципами воспитания – это аксиома: воспитание детей возможно только в рамках какой-то сложившейся системы ценностей. Если мы хотим, чтобы наркотики, сатанизм, уголовная романтика стали частью жизни наших детей, братки из современных криминальных сериалов – их кумирами, убогий язык рекламы и мат заменил им родной язык, а красивая жизнь стала для них синонимом слова «деньги», - надо всё оставить, как есть. Если же нет – в систему образования необходимо вернуть традицию. И в этом нам может помочь курс ОПК, который, по словам Патриарха, призван «посеять семена добра в детской душе, приобщить её к нравственному опыту прежних поколений. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину … нужно иметь твёрдые представления о добре и зле, грехе и добродетели».
 
 
Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (07.10.2010)
Просмотров: 663 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: