Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Развитие педагога как субъекта преобразований собственной профессиональной деятельности в условиях развития инновационной системы
Развитие педагога как субъекта преобразований собственной профессиональной деятельности в условиях развития инновационной системы образования
Автор: Новикова Г.П., д.п.н., д.пс.н., проф., глав. научн. сотр. ИнИДО РАО
 
     Профессия педагога – одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитыва­ется несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизмен­ной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.
     Профессиональная деятельность педагога, как и любой другой вид трудовой деятельности, имеет общественно историческую природу. Ее цель и средства, формы и методы вырабатываются в ходе общественно-педагогической практики. Индивид, принимающий на себя роль педаго­га, лишь в той мере оказывается способным ее исполнять, в какой он овладевает ее содержанием и ее формами. В своей практической дея­тельности учитель выступает как преподаватель той или иной учебной дисциплины, участвует в методической работе, пропагандирует научно-педагогические знания. Педагог формирует познавательную активность обучаемого. В подростковом возрасте формируется самосознание как осознание себя в обществе, усиливается социальная активность. Эта потребность подростка перерастает в самореализацию, вступая в проти­воречие с ситуацией, которая организуется в деятельности взаимоотно­шений.
     Но какой бы вид работы педагога не проводил, он всегда остается педагогом - воспитателем, систематически осуществляющим педагогиче­ские функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием обу­чающегося. В настоящее время образование рассматривается во всем мире как процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни и обеспечивающий каждому наиболее полную реализацию в профессио­нальной, личной и общественно-политической сферах. Важнейшими зада­чами образования, профессионального в том числе, становятся подготовка молодых людей к успешной жизни в обществе и вооружение их всеми необходимыми средствами для дальнейшего самосовершенствования. 
     В условиях модернизации образования, когда в качестве основной задачи выдвигается придание образованию характер устойчивого разви­тия, в качестве фактора такого развития рассматривается педагог, спо­собный работать в условиях перемен и быть субъектом изменений в образовании. Современное общество ставит новые задачи образованию.
     Сущность нового образования - это действительное развитие об­щих родовых способностей обучающегося, приобретение им универ­сальных способов деятельности и мышления Образование это путь и форма становления целостного человека.
     В XXI веке в цене Личность, Человек с большой буквы. Только в этом случае мы можем говорить о профессионализме, о высокой квалифика­ции педагога.
     Социальные перемены, происходящие в обществе, ставят вопрос о профессиональной компетенции педагога. Личность педагога, его про­фессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богат­ство сегодня, как никогда, оказываются наиболее важными условиями обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания. Качество образования педагога и уровень сформированности его про­фессиональной компетентности являются социальными критериями состояния и результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества в формировании и развитии про­фессионально-личностной компетентности специалиста. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» говорит­ся: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нрав­ственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно прини­мать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».
     Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить педагога, спо­собного решать эти сложные социально-педагогические задачи.
     Необходимость формирования человека XXI в. - профессионала в своей области, мобильной личности, устойчивой в динамическом разви­тии и самореализации. В новой концепции высшего образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающегося. Процесс повышения квалификации, адекватный потребностям со­временного образования, должен стимулировать и поддерживать обра­зовательную активность педагогов, направленную на исследовательские инициативы и исследовательские пробы как способы профессионально­го роста, как условия развития образовательной практики, как источни­ки производства нового знания.
     Кроме того, преподаватель XXI в. должен быть мобильным, энер­гичным, ориентироваться во многих жизненных вопросах, в том числе и в новых книгах, фильмах, модных тенденциях, при этом оставаясь оп­тимистичным, молодым, обаятельным и мудрым. 
     В современных условиях модернизации образования при переходе от «знаниевого» подхода к компетентностному радикально меняются статус педагога, его образовательные функции, и соответственно - тре­бования к его профессионально-педагогической деятельности. Можно выделить пять групп, которые являются основными критериями качест­ва образования.
 
I. Социальные компетенции:
- способность брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решений.
 
II. Компетенции, касающиеся жизни в многокулътурном обществе:
- понимание различий между народами;
- уважение друг друга;
- способность жить с людьми других культур.
 
III. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением:
 - владение устной и письменной речью;
 - деловой язык.
 
IV. Информационная компетенция: владение новыми технологиями.
 
V. Компетенция, реализующая способность и желание учиться всю жизнь: способность к самообразованию.
 
     Педагог, являющийся субъектом образовательной деятельности, обладающий высоким уровнем самоактуализации и профессиональной компетентности, способен создать социальную ситуацию профессио­нального развития обучающихся, их самостоятельности, креативности, потребности в познании. Также можно отметить, что у самого педагога должно быть стремление к саморазвитию, что соответствует наличию ценности образования.
     Ведущей целью современного образования становится воспитание личности профессионала, способной к саморазвитию, самостоятельному и ответственному принятию решений в неадекватных ситуациях.
      Подобное исследование - это возмож­ность задуматься и осознать сущность своей профессии, смысл педаго­гической деятельности, что позволит решить актуальную для современ­ного образования проблему реального развития педагога как субъекта преобразований собственной профессиональной деятельности.
 
Литература
  1. Арнаутов В.З., Саранов AM., Сергеев Н.К. Общетеоретические основы учебно-научно-инновационных комплексов как форм интеграции непрерывного педагогического образования. - М., 2002.
  2. Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретиче­ское обоснование и пути реализации. - М., 2004.
  3. Седова Н.Е. Современные зарубежные педагогические концепции // Педаго­гические теории, системы и технологии. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПУ, 2001.
 
Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (04.12.2010)
Просмотров: 736 | Комментарии: 4 | Теги: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, развития, ПЕДАГОГА, условиях, деятельности, развитие, СУБЪЕКТА, как, профессиональной, СОБСТВЕННОЙ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Earn up to $3500/month just by taking simple surveys online!

I tried one of those online survey sites about 4 months ago that
say all you have to do is spend a couple of minutes filling out
some surveys and you will be making hundreds a day..... YEAH RIGHT, I didn't make anything.

I joined 7 of these stupid websites and I actually tried filling
out a couple of surveys on each site and they took forever then at
the end they wanted me to buy things or I couldn't complete the
survey.

These are complete scams so be aware!!! I couldn't believe they
were even allowed to sell such bogus products.

Then about 2 weeks ago I was watching the news and they had some
vice presidents and marketing managers of some major multi million
dollar companies talking about a site that they personally work
with to pay consumers for their opinion, A site that actually just
wants the "average Joe's" honest opinion on products and services
and is willing to pay big money to get them. for more information
clik here: http://get-money-for-taking-surveys.info

Имя *:
Email *:
Код *: