Главная » Статьи » Методы и средства обучения |
Развитие педагога как субъекта преобразований собственной профессиональной деятельности в условиях развития инновационной системы
Развитие педагога как субъекта преобразований собственной
профессиональной деятельности в условиях развития инновационной системы образования
Автор: Новикова Г.П., д.п.н., д.пс.н., проф., глав. научн. сотр. ИнИДО РАО Профессия педагога – одна
из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути
педагог – это связующее звено между поколениями, носитель
общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество
которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается
неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.
Профессиональная
деятельность педагога, как и любой другой вид трудовой деятельности, имеет
общественно историческую природу. Ее цель и средства, формы и методы
вырабатываются в ходе общественно-педагогической практики. Индивид, принимающий
на себя роль педагога, лишь в той мере оказывается способным ее исполнять, в
какой он овладевает ее содержанием и ее формами. В своей практической
деятельности учитель выступает как преподаватель той или иной учебной
дисциплины, участвует в методической работе, пропагандирует
научно-педагогические знания. Педагог формирует познавательную активность
обучаемого. В подростковом возрасте формируется самосознание как осознание себя
в обществе, усиливается социальная активность. Эта потребность подростка
перерастает в самореализацию, вступая в противоречие с ситуацией, которая
организуется в деятельности взаимоотношений.
Но какой бы вид работы
педагога не проводил, он всегда остается педагогом - воспитателем,
систематически осуществляющим педагогические функции, связанные с обучением,
воспитанием и развитием обучающегося. В настоящее время образование
рассматривается во всем мире как процесс, сопровождающий человека на протяжении
всей его жизни и обеспечивающий каждому наиболее полную реализацию в
профессиональной, личной и общественно-политической сферах. Важнейшими
задачами образования, профессионального в том числе, становятся подготовка
молодых людей к успешной жизни в обществе и вооружение их всеми необходимыми
средствами для дальнейшего самосовершенствования.
В условиях модернизации
образования, когда в качестве основной задачи выдвигается придание образованию
характер устойчивого развития, в качестве фактора такого развития
рассматривается педагог, способный работать в условиях перемен и быть субъектом
изменений в образовании. Современное общество ставит новые задачи образованию.
Сущность нового
образования - это действительное развитие общих родовых способностей
обучающегося, приобретение им универсальных способов деятельности и мышления
Образование это путь и форма становления целостного человека.
В XXI веке в цене
Личность, Человек с большой буквы. Только в этом случае мы можем говорить о
профессионализме, о высокой квалификации педагога.
Социальные перемены,
происходящие в обществе, ставят вопрос о профессиональной компетенции педагога.
Личность педагога, его профессиональная компетентность, социальная зрелость и
духовное богатство сегодня, как никогда, оказываются наиболее важными условиями
обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания. Качество образования
педагога и уровень сформированности его профессиональной компетентности
являются социальными критериями состояния и результативности процесса
образования, его соответствия потребностям современного общества в формировании
и развитии профессионально-личностной компетентности специалиста. В «Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 г.» говорится:
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами,
обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Чтобы реализовать эту
цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде
всего, подготовить педагога, способного решать эти сложные
социально-педагогические задачи.
Необходимость формирования
человека XXI в. - профессионала в своей области, мобильной личности, устойчивой
в динамическом развитии и самореализации. В новой концепции высшего образования
России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке
специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности
обучающегося. Процесс повышения квалификации, адекватный потребностям
современного образования, должен стимулировать и поддерживать образовательную
активность педагогов, направленную на исследовательские инициативы и
исследовательские пробы как способы профессионального роста, как условия
развития образовательной практики, как источники производства нового знания.
Кроме того, преподаватель
XXI в. должен быть мобильным, энергичным, ориентироваться во многих жизненных
вопросах, в том числе и в новых книгах, фильмах, модных тенденциях, при этом
оставаясь оптимистичным, молодым, обаятельным и мудрым.
В современных условиях
модернизации образования при переходе от «знаниевого» подхода к
компетентностному радикально меняются статус педагога, его образовательные
функции, и соответственно - требования к его профессионально-педагогической
деятельности. Можно выделить пять групп, которые являются основными критериями
качества образования.
I. Социальные
компетенции:
- способность брать на себя
ответственность;
- участвовать в совместном
принятии решений.
II. Компетенции,
касающиеся жизни в многокулътурном обществе:
- понимание различий между
народами;
- уважение друг друга;
- способность жить с людьми
других культур.
III. Компетенции,
определяющие владение устным и письменным общением:
- владение устной и письменной
речью;
- деловой язык.
IV. Информационная
компетенция: владение новыми технологиями.
V. Компетенция,
реализующая способность и желание учиться всю жизнь: способность к
самообразованию.
Педагог, являющийся
субъектом образовательной деятельности, обладающий высоким уровнем
самоактуализации и профессиональной компетентности, способен создать социальную
ситуацию профессионального развития обучающихся, их самостоятельности,
креативности, потребности в познании. Также можно отметить, что у самого
педагога должно быть стремление к саморазвитию, что соответствует наличию
ценности образования.
Ведущей целью современного
образования становится воспитание личности профессионала, способной к
саморазвитию, самостоятельному и ответственному принятию решений в неадекватных
ситуациях.
Подобное исследование -
это возможность задуматься и осознать сущность своей профессии, смысл
педагогической деятельности, что позволит решить актуальную для современного
образования проблему реального развития педагога как субъекта преобразований
собственной профессиональной деятельности.
Литература
| |
Просмотров: 1188 | Комментарии: 4 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||