Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Применение технологии сотрудничества в процессе профессиональной подготовки в современном педагогическом вузе
Применение технологии сотрудничества в процессе профессиональной подготовки
в современном педагогическом вузе
Автор: Новикова Г.П., д.п.н., д.пс.н., проф., глав. научн. сотр. ИнИДО РАО
 
    Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
    Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образо­вания.
Социальный заказ современному педагогу заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов в системе последипломного образования особенно важной, поэтому вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров приобретают в настоящее время особую актуальность.
    Особое место в исследовании проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в современных условиях занимают вопросы, связанные с развитием личности будущего педагога. Являясь ключевой фигурой педагогического процесса, учитель должен обладать не только определенной системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и совокупностью профессионально и личностно значимых качеств, соответствующих все возрастающим требованиям общества. Особенно актуальной в условиях модернизации системы образования и утверждения гуманистической парадигмы образования является проблема подготовки будущих учителей к реализации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, основанного на идеях педагогики сотрудничества. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план задачу обновления подходов к организации образовательного процесса в вузе.
    С учетом этого в системе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в качестве одной из составляющих выделяется личностный компонент. Личностный аспект профессиональной подготовки студентов педагогического вуза представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, органически связанный с другими элементами данной системы. Данный элемент в единстве с другими элементами системы содействует профессионально-личностному развитию будущих учителей в процессе их подготовки к эффективной самостоятельной педагогической деятельности.
    С учетом идей системного, интегративно-деятельностного, профессионально-личностного подходов личностный аспект профессиональной подготовки студентов педагогического вуза рассматривается как система мер в образовательном процессе вуза, обеспечивающая формирование нравственно-психологической готовности будущих учителей к самостоятельной профессиональной деятельности. Условно функции личностного аспекта подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности можно разделить на внутренние и внешние. Первые отражают возможности личностного аспекта, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов, вторые выражают отношение данного вида подготовки к другим компонентам системы профессионально-педагогической подготовки, их взаимодействие.
    К внутренним функциям относятся: познавательно-гносеологическая, преобразующая и нормативная. Познавательно-гносеологическая функция обеспечивает формирование у студентов целостных представлений о педагогической деятельности, о реальных путях ее познания и освоения. Ее реализация предполагает осуществление познания и анализа педагогических явлений, что становится возможным на основе овладения будущими учителями системой общекультурных, общепедагогических и специально-предметных знаний. Кроме того, реализация познавательно-гносеологической функции личностного аспекта профессиональной подготовки будущих учителей направлена на создание в процессе подготовки условий, способствующих осознанию будущим учителем себя как субъекта педагогической деятельности, способного не только воспринимать, анализировать педагогические явления и факты, но и вносить изменения в педагогическую действительность, направленные на ее совершенствование.
    Преобразующая функция личностного аспекта подготовки отражает его влияние на изменения в когнитивной, эмоционально-волевой и деятельностной сферах личности будущего педагога. Нравственно-психологическая подготовка студентов предполагает формирование познавательной, социально-нравственной, профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей, что включает развитие их познавательных и профессиональных интересов, социально-нравственных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, положительной мотивации педагогической деятельности. Кроме того, реализация данной функции предполагает формирование у студентов профессионально-значимых качеств личности в процессе теоретической и практической подготовки. Все это является необходимым условием успеха будущей профессиональной деятельности.
    Нормативная функция заключается в выработке у студентов норм, определяющих поведение учителя и соответствующих требованиям современного общества. В самом общем плане требования к учителю отражены в Государственном образовательном стандарте, однако, в современных исследованиях, посвященных личности педагога, особое место занимает решение проблем педагогической деонтологии, одной из задач которой выступает выявление требований к нравственному облику учителя. Принятие будущими учителями данных требований в качестве нравственного императива обеспечивает активность студентов в процессе профессиональной подготовки, осознание необходимости осуществления педагогической деятельности на основе установления педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками педагогического процесса.
    К внешним функциям личностного аспекта профессиональной подготовки будущих учителей относятся нравственно-гуманистическая и интегрирующая функции.
    Нравственно-гуманистическая функция предполагает реализацию процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей на основе общечеловеческих и педагогических ценностей и создание условий для развития личности студентов, служит укреплению гуманности во взаимоотношениях субъектов педагогической деятельности. Данная функция проявляется в идее гуманитаризации образования, что означает не только повышение значимости гуманитарных дисциплин в образовательном процессе педагогического вуза, но и актуализацию в содержании дисциплин всех блоков подготовки культурно-нравственных, общечеловеческих и собственно педагогических ценностей [3]. Построение профессиональной подготовки будущих учителей на гуманистической основе создает условия для формирования у профессионально-нравственного отношения к действительности и педагогической деятельности, развития педагогических способностей и социально-нравственных, профессионально- и личностно-значимых качеств.
    Интегрирующая функция проявляется двояко: во-первых, она отражает объективно существующую органическую взаимосвязь структурных компонентов нравственно-психологической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности; во-вторых, она раскрывает целостный характер образовательного процесса в педвузе, обеспечиваемый взаимосвязью дисциплин общекультурного, общепрофессионального и специального циклов.
    Реализация данных функций в единстве обеспечивает успешность профессионально-личностного развития будущих педагогов. Важным при этом является выбор оптимальных средств, методов и приемов деятельности, т.е. технологического обеспечения образовательного процесса.
    В условиях развития процесса гуманизации образования особую роль играет технология сотрудничества, основанная на идее уникальности целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих воз­можностей, открытой для восприятия нового опыта, спо­собной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных си­туациях. Именно формирование таких качеств у будущих учителей является глав­ной целью реализации личностного аспекта профессиональной подготовки в отличие от формализованной передачи студентам профессиональных знаний, умений и навыков и социальных норм в традиционной технологии. (4).
    В качестве одного из основных направлений реализации содержания технологии сотрудничества выделяют применение дидактического активизирующего и развивающего комплекса, основанного на следующих положениях: содержание образования рассматривается как средство развития личности, а не как самоцель; образовательный процесс направлен на овладение обобщенными знаниями, умениями и навыками и способами мышления; интеграция дисциплин различных циклов; вариативность и дифференциация обучения; использование положительной стимуляции познавательной деятельности [2].
    В стимулировании познавательной деятельности важную роль играют содержание учебного материала, методы и организация образовательного процесса и уровень его эмоциональности. Так, например, при изучении иностранного языка в педагогическом вузе для повышения эмоциональности и стимулирования познавательной активности студентов могут использоваться различные методы коллективного взаимодействия - такого способа организации образовательного процесса, при котором обучаемые активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных. Для коллективного взаимодействия хорошо подходит применение игровых методов, занятий в форме соревнований, выполнение групповых проектов и пр.
    Одно из главных положений технологии сотрудничества – учение без принуждения – реализуется посредством применения различных игр, придания личностной ориентации общения на иностранном языке, создания условий для коллективного взаимодействия преподавателя и студента на занятиях.
    Овладение технологией сотрудничества обеспечивает профессиональное развитие будущих учителей, формирование у них готовности к творческому решению педагогических задач, возникающих в образовательном процессе в вузе. Это позволяет конструировать педагогическое взаимодействие из резерва освоенных элементов, своеобразное сочетание которых в конкретный ситуационный момент обеспечивает педагогу возможность творчества в поиске и реализации способов педагогического взаимодействия [1].
    Применение технологии сотрудничества в процессе профессиональной подготовки в современном педагогическом вузе, творческий подход преподавателя к организации и осуществлению образовательного процесса в сочетании с гуманистическими установками не только способствует повышению эффективности процесса профессионального развития будущих учителей, но и формирует у них качества, необходимые для реализации педагогического взаимодействия на основе сотрудничества в самостоятельной профессиональной деятельности.
 
 Литература:
  1. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Ипполитова Н.В. Технология сотрудничества как основа профессионально-личностного развития студентов педвуза
 
Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (13.12.2010)
Просмотров: 2429 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: