Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Педагогические условия формирования личности художника на базе традиционного центра русской керамики
Педагогические условия формирования личности художника
на базе традиционного центра русской керамики

Автор: Мухотина Н.А.
    Профессия керамиста считается в Гжели потомственной, в далеком прошлом навыки мастерства передавались из поколения в поколение. В настоящее время художественное образование получают сотни юношей и девушек в колледже и институте. Одним из принципов подготовки специалиста является преемственность между средним и высшим звеном профессионального образования. Педагогические условия формирования личности художника определяются спецификой и потребностями Гжельского региона - традиционного центра русской керамики. Этот процесс не может осуществляться изолированно, без учета условий, когда из культурного наследия исчезают большие пласты литературы, искусства, науки.
    Наука об искусстве с большой осторожностью обращается к теме художественного творчества, формирования авторской индивидуальности. Искусство является самым мощным фактором воздействия на сферу сознания людей. Художественные образы обладают особой убедительностью и эмоциональной окрашенностью. Субъективные усилия художника формируют новые центры тяготения в сфере эстетического вкуса и художественного воображения. Общеизвестно, что творческий процесс – не демонстрация уникального мастерства, не блажь, не роскошь, не развлечение. Стремление претворить свой дух в красках и формах предметного мира является не только средством самопознания художника, но и способом воздействия на мироощущение других людей.
    В ХХ столетии происходит неслыханное расширение границ художественного языка, формируется многообразие течений в искусстве. Молодому художнику приходится постоянно выбирать. Перед ним и опробированные академические формулы, и традиции гуманистического искусства, и новейшие алогизмы, метафоры, которые распространяются по миру с помощью каналов массовой информации.
    Авторская индивидуальность ощущает сегодня громадную нехватку культуры не как суммы приемов профессиональной деятельности, а культуры как смыслового мира, в котором каждое новое поколение решает для себя как жить, чему следовать.
    Личность художника оказалась сегодня далеко не на первом месте в общем потоке событий художественной жизни. Чтобы реализовать себя в творчестве, недостаточно иметь хорошее художественное образование, сложившийся почерк и собственный мир образов и идей. От молодого художника потребуется постоянно проявлять свою жизненную и творческую позицию по отношению к искусству, культурно-историческому наследию и к своей профессии.
    Выпускник художественного института должен ориентироваться на успех в профессии, но молодому специалисту очень трудно раскрыть себя в условиях капитализации рынка искусства. Распространение рыночных отношений делает на сегодняшний день востребованной «рыночную личность», отличительная черта которой – иметь спрос, уметь продаваться.
    На наш взгляд, одной из задач художественной педагогики является формирование у молодежи представлений о сущности творческого процесса в сфере декоративно-прикладного искусства. В недалеком будущем наши выпускники будут отстаивать подлинные ценности искусства, противостоять уродливым проявлениям «нового искусства».
    Существует настоящая индустрия подделок под марки признанных художественных промыслов и ремесел - «под Городец», «под Хохлому», «под Гжель». Продукция массовой культуры начала вытеснять на художественном рынке настоящее декоративно-прикладное искусство. Понятие творческого поиска подменяется стремлением к коммерческому успеху. В этой индустрии художники не нужны, здесь находится место только послушным исполнителям заказов.
    В педагогической практике необходимо опираться на гуманистические традиции русского искусства, которое всегда обладало совестью, способностью возвышать человеческий дух, преображать действительность. В настоящее время возрастает интерес к фольклору как выразителю и воспитателю национального самосознания.
    Народное творчество основывается на многовековой художественной памяти народа. Приобщение к историко-культурным традициям родного края воспитывают любовь к малой и большой Родине, ответственность за результаты своего труда.
    Мы не сдерживаем фантазии наших учеников,- молодежь экспериментирует с техниками керамики, изучает агитационный фарфор, разрабатывает смелые проекты архитектурной керамики. Но все-таки с организацией института мы связываем будущее нашего промысла – его возрождение на новом этапе.
 
 
Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (07.10.2010)
Просмотров: 1006 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
I'm really into it, tnhaks for this great stuff!

Имя *:
Email *:
Код *: