Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Качество и духовность
Качество и духовность
Авторы: Логинов В.М., д.п.н., профессор, Цеханович О.М., к.т.н.
 
    Мастера и мастерицы народного искусства прошлого отнюдь не считали себя художниками – отдавая любимому творчеству свободное от сельскохозяйственных работ время, они оставались землепашцами, охотниками, скотоводами, а свои изделия рассматривали как нужные в хозяйстве и в быту вещи. Эти представления отражали реальную картину мира, в котором жили мастера, мира, не знавшего искусства, но и не знавшего узкоутилитарного, внеэстетического отношения к любому явлению и предмету.
    Даже ритм художественной деятельности сельского населения диктовался природными циклами и природными особенностями. Постепенно в сельской местности появляются небольшие производства изделий народных промыслов с наемными рабочими, в ряде местностей становится выгоднее заниматься промыслами, чем сельскохозяйственной работой (в частности, в Гжельской местности), и наемные рабочие отказываются от сельскохозяйственных работ, часть производств развивается в более крупные и т.д. С течением времени, с развитием промышленности, технологии, с появлением новых инструментов, мы видим не только сохранение, но и творческое развитие многовековых традиций в народном искусстве. Сегодня под понятием народное искусство, как правило, подразумевается продукция народных художественных промыслов – современных производств, наследующая художественные традиции старого народного искусства.
    Если народные мастера и мастерицы прошлого изготавливали свои изделия чаще всего на дому. Обучение своих детей и детей, отданных на обучение ремеслу, проводилось также на дому с 6-7 лет. То в настоящее время наиболее эффективным является непрерывное обучение в образовательных учреждениях соответствующих возрасту и способностям обучаемого: детский сад – школа (ПТУ) - колледж – институт – аспирантура -…
    По многочисленным прогнозам, в XXI веке человечество стоит перед отказом от массового производства, которое сложилось еще в конце XIX - начале XX вв. под влиянием идей Ф. Тейлора и А. Файоля при участии Г.Форда и А. Слоуна. На смену массовому производству идет новый тип производства, названный как «lean production», что (приблизительно) можно перевести как «щадящее», или «рачительное производство». При этом типе производства принципиально меняется сама цель производственного процесса. Если при массовом производстве - традиционная задача изготовить большое число однотипных изделий, отвечающих требованиям нормативной документации, из коих потребитель должен выбрать наиболее подходящее для него. То в типе производства «lean production» - задача изготовления именно такого изделия, или оказания такой услуги, какие нужны данному потребителю, и именно в требуемом объеме и как раз тогда, когда это нужно. Или другими словами, происходит возврат к «умельцу-ремесленнику», который изготавливал специально для конкретного заказчика нужное именно ему изделие (например, сбрую для коня), но этот возврат происходит на современном техническом и технологических уровнях, когда «умелец-ремесленник» превращается в профессионала-многостаночника и с помощью современных технологических возможностей и на современном оборудовании производит индивидуально ориентированную продукцию. Да и сам «ремесленник» работает не один, а в команде.
    Если мы возьмем современные фарфоровые изделия, производимые на ЗАО «Объединение Гжель» - предприятии традиционного народного художественного промысла (НХП) «Гжель», то здесь художественные идеи заложенные народным художником-мастером воплощаются с помощью специально изготовленных фарфоровых масс, обжиг производится на современном оборудовании (печи «Ридхаммер», автоматические установки для литья фарфоровых изделий, …), весь производственный процесс контролируется с помощью современного контрольного оборудования, в специально оборудованных производственных помещениях и т.д.
    Происходящая в настоящее время научно-техническая революция выявила, что наиболее эффективным средством достижения оптимального результата оказывается повышение качества в широком смысле этого слова.
    Как известно, в общественной и в индивидуальной жизни человека существуют и естественным образом сочетаются материальные и духовные потребности. В деятельности по качеству принято исходить из их диалектического единства. Все большее число специалистов и ученых в области качества начинают ощущать и понимать сколь велико духовное начало в создании качественного продукта и в его эффективном использовании. Наблюдается тенденция преобладания созидательного творчества над утилитарным прагматизмом. Эта тенденция в последнее время находит выражение во все более широком использовании идей и достижений технической эстетики, дизайна, эргономики, во все большей гуманизации систем управления качеством.
    Обычно под одухотворенностью понимается способность человека стремиться к чему-то возвышенному, лучшему, обладающему красотой. В данном случае одухотворенность видится, с одной стороны, как способность и стремление к творческому, в высоком смысле слова, созданию высококачественного, лучшего, красивого продукта, а с другой (то есть со стороны потребителя) – как его способность и стремление ощутить, осознать все лучшее, красивое, возвышенное, что есть в созданном и предложенном ему продукте. Таким образом, одухотворенность товаропроизводителя стимулирует его труд, который, в конечном счете, воплощается в высококачественном продукте. Одухотворенный же потребитель скорее и глубже ощутит, осознает присутствие в качестве продукта свойств его одухотворенности.
    С позиции проблематики качества и духовности правильнее будет рассматривать человека, с одной стороны, как носителя, а с другой, - как производителя продуктов, удовлетворяющих эти потребности.
    Неравнодушный создатель продукта закладывает в него при изготовлении некие реальные, то есть материальные свойства, вызывающие у потребителя этого продукта ощущение удовольствия, психологического комфорта или осознанно-логическую реакцию, заставляющую восхититься качеством изделия и оценить мастерство, с которым оно создано. Продукт должен быть наделен некоторой группой свойств, способных вызывать положительную этическую и (или) эстетическую реакцию человека-потребителя.
    В настоящее время в связи с развитием квалиметрических методов появляются практические возможности для оценки и измерения психофизиологических и эмоциональных реакций, связанных с восприятием свойств качества продукции, так или иначе влияющих на духовное, эмоциональное состояние потребителей продукции и ее производителей. Отметим, что многие виды продукции оцениваются не по измеренному сочетанию свойств, а по той идее, тому символу, с которым их соединяют люди. Это наиболее четко видно при выборе и приобретении подарков. В этих случаях главным образом учитываются те свойства, которые предположительно вызовут желаемые эмоции у будущего владельца подарка. Несомненно, духовную составляющую несут также изделия, связанные с государственной и религиозной символикой, знаками воинской и трудовой доблести, а также ювелирные изделия, подлинные изделия традиционных народных художественных промыслов [1].
 
Литература
  1. Рубанова И.Н. Управление качеством туристических услуг: Учебное пособие/ ГУУ.-М., 2003

Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (07.10.2010)
Просмотров: 975 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: