Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Исследование восприимчивости учреждений общего образования к новшествам
Исследование восприимчивости учреждений общего образования к новшествам
Автор: Харисова Л.А. д.п.н. профессор, ИнИДО РАО г.Москва

    Изменения, происходящие в социально-экономических сферах российского общества, обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии, целей, содержания, технологий организации и способов оценки и контроля результатов образования, с целью повышения его качества. Изменения в системе образования, направленные на повышение ее качества и результативности принято называть развитием. Многие образовательные учреждения работают в основном в режиме функционирования, т.е. цикличного воспроизводства действий. Эффективность такой деятельности зависит от ее регулярности.
    Предметом изменений в образовательном учреждении, работающем в данном режиме являются личностные качества обучающиеся и учебно-воспитательный процесс направлен на изменения интеллектуальных, психологических, духовных, физических, личностных качеств обучающихся. Образовательные учреждения, работающие в режиме развития, предметом своих изменений рассматривают образовательную систему, в таких школах происходят структурно-функциональные изменения образовательной системы в целом ( цели, содержание, организация учебно-воспитательного процесса, способы оценки и другие). Способность к развитию образовательных учреждений зависит от действия целого ряда факторов, перечень которых определяется уровнем понимания проблем, т.е. потребностью в изменениях образовательной системы и существующими возможностями.
    В рамках общей темы Института инновационной деятельности в образовании РАО «Теоретические модели и методы инновационной деятельности в образовательных учреждениях» проводилось исследование по оценки восприимчивости общеобразовательных учреждений к новшествам.
    На начальном этапе исследования сотрудниками лаборатории анализа инновационных процессов в общем образовании изучались теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых в отношении понятия «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность», методология организационного развития, анализировались образовательные новшества, которые внедряются в системе общего образования и результативность этого процесса, выявлялись проблемы в образовании и факторы, влияющие на инновационную деятельность.
    Анализ литературы по теме исследования показал, что понимание термина «новшество» самое разнообразное. Например, болгарский ученый Ангеловски К. рассматривает новшество как изменение, но не всякое, а, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования (1, С.37). Лазарев В.С. определяет новшество как средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы (2, С. 52). Однако для того, чтобы новшество повлияло на результативность образовательной системы, необходимо, чтобы образовательные учреждения вели инновационную деятельность.
    Деятельность, по мнению Пригожина А.И., есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития различных форм культуры (3, С. 98).
    С позиций системно-деятельностного подхода инновационная деятельность понимается как особый вид деятельности, который ориентирован на изменение образовательной системы с целью повышения ее эффективности. Ин­новационная деятельность образовательного учреждения определяется как целенап­равленное преобразование образовательной системы с целью улучшения способности достигать качественно более высоких результатов образования (2 С. 55).
    Критериями инновационной деятельности образовательных учреждений является чувствительность к проблемам (потребностям в изменениях), чувствительностью к возможностям развития (потенциально полезным новшествам, существующим во вне образовательного учреждения) и его внедренческим потенциалом (4. С 77).
    Для углубления знаний о состоянии инновационной деятельности в системе общего образования на институциональном уровне и теоретического осмысления значимости качества восприимчивости к новшествам лабораторией анализа инновационных процессов в общем образовании ИнИДО РАО проведено исследование по оценки восприимчивости к новшествам и выявление факторов, определяющих готовность общеобразовательных учреждений воспринимать новшества извне.
    Анализ отечественной и зарубежной литературы по инноватике ((В.И. Загвязинский, B.C. Лазарев, А.В. Лоренсов, З.Ф. Мазур, Б.П. Мартиросян, А.Я. Найн, М.М. Поташник, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбекова и др.) показывает, что наиболее часто восприимчивость понимается как готовность и способность организаций к поиску и освоению новшеств. Так, по мнению А.И. Субетто, инновационная восприимчивость образовательной системы - это готовность к любым потенциальным эффективным нововведениям (инновациям), включая организационные, управленческие, социальные, экономические и т.д. Инновационная восприимчивость системы, в свою очередь, взаимосвязана с восприимчивостью субъектов педагогического процесса к инновациям (5, С.9).
    С точки зрения системно-деятельностного подхода к развитию образовательных учреждений (Лазарев В.С.) восприимчивость к новшествам рассматривается как качественная характеристика образовательных учреждений, выражающая их способность находить потенциально полезные для себя новшества, адекватно их оценивать и рационально выбирать, исходя из потребностей и возможностей своего развития. Таким образом, восприимчивость выражается в том, насколько активно образовательное учреждение ищет вовне новшества, которые могут быть полезны для него, насколько обоснованно оно оценивает новшества и насколько своевременно и рационально принимает решения о внедрении новшества.
    В ходе исследования было выявлено, что образовательные учреждения, ведущие инновационную деятельность, характеризуются разными уровнями восприимчивости, которые зависят от влияния определенных факторов.
 
Мы выделяем две группы факторов.
    К первой группе относятся: владение педагогами информации о новшествах, об их источниках; участие педагогов в анализе учебно-воспитательного процесса, своей педагогической деятельности, выявление проблем; активность в поиске, выборе и оценки новшеств; участие в принятие решений о внедрении новшеств; степень амбициозности руководителей школ и педагогов и их стратегическая ориентация; гибкость организационной структуры школы, проявляющаяся в способности руководителя создавать временные творческие коллективы, структурные единицы, ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей образования; стиль руководства школой; вовлечение педагогов в процесс поиска, оценки, выбора новшеств и планирования внедрения новшеств и управления им; наличие четко поставленных целей и планов процесса изменений; мотивированность педагогов в осуществление изменений; организация обучения педагогов по поиску, оценке и выбору новшеств; участие педагогов в контроле за ходом инновационной деятельности в школе; наличие отлаженной системы коммуникаций.
 
    К другой группе факторов относятся:
- психологические характеристики педагогов (установки руководителя к новшествам; профессионализм руководителя; заинтересованность руководителя в служебном росте; склонность руководителя к риску; информационные контакты в педагогическом коллективе; образовательный уровень педагогов; традиции, принятые в коллективе).
- структурные характеристики образовательного учреждения (размер школы; величина ее ресурсов; наличие резервных ресурсов; наличие отдельного подразделения для создания нововведений; опыт во внедрении и использовании новшеств; сложность организационной структуры; степень централизации; степень регламентированности работы; развитость коммуникационных каналов; организационный климат).
-характеристики внешнего окружения (6, С. 52 ).
 
    Способность образовательного учреждения адекватно воспринимать новшества для своего развития определяется готовностью, т.е. как образовательные учреждения готовы решать задачи по поиску новшеств, оценки степени их полезности и принятия решения о внедрении. В социальной психологии готовность выступает как своеобразная установка в виде познавательного, эмоционального и поведенческого компонента.
    Восприимчивость к новшествам мы рассматриваем как функцию когнитивной, мотивационной, технологической и организационной готовности образовательного учреждения к поиску, оценке и выбору новшеств, использование которых могло бы улучшить качество его образовательной деятельности.
    Такое понимание восприимчивости и ее факторов легло в основу гипотезы нашего исследования, которая состоит в предположении о том, что восприимчивость учреждений общего образования определяется когнитивной, мотивационной, операциональной и организационной готовностью.
    Когнитивная готовность к восприятию новшеств понимается как информированность о существующих вовне педагогических и иных разработках, предназначенных для использования в образовательном процессе.
    Мотивационная готовность понимается как наличие у педагогов школы актуальной потребности и положительной установки на использование существующих вовне новшеств для развития образовательной системы школы.
    Операциональная готовность понимается как владение педагогами специальных технологий поиска новшеств вовне, их оценки и выработки решений о внедрении или отказе от них;
    Организационной готовность понимается как наличие в школе учреждении специальной организационной структуры, призванной осуществлять поиск, оценку и выбор новшеств.
    На основе выдвинутой гипотезы была разработана теоретическая модель оценки восприимчивости образовательных учреждений к новшествам.
    Теоретическая модель оценки восприимчивости включает следующие компоненты: проект желаемого будущего уровня восприимчивости; методики оценки восприимчивости; анализ состояния восприимчивости к новшествам с целью выявления недостатков и причин их вызывающих; обоснование проблем.
    Для того, чтобы сравнивать фактические результаты с желаемыми был разработан желаемый уровень восприимчивости. В учреждениях общего образования с высокой ориентацией на развитие учителя занимаются самообразованием и активно участвуют в инновационной деятельности. Они регулярно участвуют в конференциях, семинарах, активно изучают новшества, опыт других педагогов и школ. Педагоги являются инициаторами инноваций, подают руководству предложения по использованию новшеств. В таких школах новшества обсуждаются на педагогических и методических советах, созданы разнообразные каналы информации и они доступны для педагогов. Директор школы регламентирует поиск, оценку и выбор новшеств специальными документами. В данных школах внедряются методики проблемно-ориентированного анализа, включают учителей в различные виды деятельности по совершенствованию образовательной системы, для оценки деятельности привлекаются независимые эксперты. Педагоги мотивированы на внедрение новшеств и активно принимают участие в анализе проблем, определении целей и планировании инновационной деятельности; в школе созданы определенные условия, организационные структуры, нормативные акты по внедрению новшеств.
    С целью проверки гипотезы исследования мы разработали методики оценки восприимчивости к новшествам. Для оценки каждой из характеристик восприимчивости были разработаны показатели.
    Когнитивная готовность характеризуется степенью информированности педагогов о существующих вовне новшествах, насколько они будут полезны для совершенствования образовательной системы или ее компонентов. Когнитивная готовность к восприятию новшеств имеет три уровня. 
    При высоком уровне когнитивной готовности педагоги имеют информацию не менее чем о 70% существующих вовне потенциально полезных для внедрения разработок.
    При среднем уровне когнитивной готовности педагоги имеют информацию не менее чем о 30% существующих вовне потенциально полезных для внедрения разработок.
    При низком уровне когнитивной готовности педагоги имеют информацию менее чем о 30% существующих вовне потенциально полезных для внедрения разработок.
 
Мотивационная готовность характеризуется:
  • степенью амбициозности стратегической ориентации школы;
  • степенью полноты и надежности выявления изменений, объективно необходимых в образовательной системе школы;
  • степенью значимости внешних источников новшеств, применение которых может быть полезно для совершенствования образовательной системы школы.
    При высоком уровне мотивационной готовности школа имеет амбициозную стратегическую ориентацию (стремится занять лидерскую позицию или быть в числе лучших образовательных учреждений данного вида), имеет качественный анализ состояния своей образовательной системы и существующих потребностей ее изменения. Педагоги рассматривает внешние источники новшеств как важнейшие средства совершенствования образовательной деятельности школы. В таких образовательных учреждениях осуществляется комплексный анализ всего учебно-воспитательного процесса коллегиально, с привлечением педагогов и проблемно-ориентированный анализ педагогической деятельности каждого педагога.
    На среднем уровне мотивационной готовности к восприятию новшеств находятся школы, которые не имеют амбициозных установок, они ориентированы на позицию «быть не хуже других». Такие школы и их руководители стремятся опережать в развитии других. Анализ образовательной системы проводится, но он фрагментарен и не обеспечивает выявления значительной части актуальных проблем. Педагоги рассматривают новшества вовне, как потенциально полезные, но считают, что необходимо также разрабатывать их самим.
    Школы с низким уровнем мотивационной готовности к восприятию новшеств слабо ориентированы или не ориентированы на развитие, они работают в основном в режиме функционирования и вводят новшества на уровне отдельных предметов, педагогов или те, которые продекларированы сверху (профильное образование, ЕГЭ, ФГОС и другие).
 
Операциональная готовность характеризуется:
  • степенью использования источников и каналов информации о новшествах, предназначенных для использования в школе;
  • степенью надежности используемых методов и средств оценки новшеств;
  • степень надежности используемых методов и механизмов принятия решений о внедрении новшеств или отказа от них.
    В школах при высоком уровне операциональной готовности к восприятию новшеств используются современные методы и средства получения информации о существующих вовне разработках. При оценке новшеств используются специальные методы, обеспечивающие полноту и обоснованность оценки. Решения о внедрении или не внедрении новшества принимаются в результате коллегиального обсуждения.
    В школах со средним уровнем операциональной готовности к восприятию новшеств только частично используются современные методы и средства получения информации о существующих вовне разработках. Методы и процедуры оценки новшеств не разработаны, решение о внедрении новшества или отказ от него принимается порой администрацией без коллегиального обсуждения.
    В школах с низким уровнем операциональной готовности к восприятию новшеств образовательным учреждением не используются современные методы и средства получения информации о существующих вовне разработках, а также не используют технологии их оценки. Решения о внедрении или отказе принимают единолично директор.
 
Показателями организационной готовности служат:
  • степень распределения обязанностей и ответственности за поиск потенциальных новшеств, их оценку и принятие решений о внедрении;
  • степень определенности порядка подачи и рассмотрения предложений о внедрении новшеств в образовательную систему учреждения;
  • степень определенности порядка выработки решений и внедрения новшеств или отказа от внедрения.
    В школах с высоким уровне организационной готовности к восприятию новшеств четко определены педагоги, в обязанности которых входит организация поиска новшеств, их оценка и принятие решений о внедрении. Документально регламентирован порядок подачи и экспертизы предложений о внедрении новшеств в образовательную систему школы, существует постоянно действующий коллегиальный орган принятия решений о внедрении.
    В школах со средним уровнем организационной готовности к восприятию новшеств только частично создан организационный механизм поиска новшеств, их оценки и принятия решения о внедрении.
    При низком уровне организационной готовности к восприятию новшеств в школах не существует распределения обязанностей и ответственности за поиск новшеств, их оценку и принятие решений о внедрении. Решения о внедрении или отказе от него принимаются директором единолично или совместно с кем-то из заместителей.
    Для проверки обоснованности гипотезы и методик оценки восприимчивости учреждении общего образования к новшествам проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 80 общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи, школы) городов Тула, Ростов- на -Дону, Кемерово и Нальчик. В исследовании участвовали директора, их заместители и учителя. При обработке поученных данных использовались средства пакета статистических программ SPSS 17.0.
 
Эмпирическое исследование состояло из нескольких этапов:
     Первый этап – обучающий семинар по работе с методиками оценки восприимчивости.
    Второй этап – анкетирование работников образования и обработка анкет.
    Третий этап – анализ результатов исследования по оценки восприимчивости общеобразовательных учреждений к новшествам.
    Для оценки когнитивной готовности респондентам было предложено 50 новшеств, которые наиболее активно реализуются в системе общего образования. Каждая разработка оценивалась по следующим показателям: разработка нам не известна; нам известно о разработке, но нет детальной информации о ней; разработка знакома, но не изучалась детально; разработка известна и мы ее специально изучали. За каждый ответ мы приписывали балл и суммировали. После подсчета результатов учреждения общего образования распределились следующим образом: высокий уровень когнитивной готовности имеют всего 31% школ, 52% имеют средний уровень и низкий у 17% школ.
     Мотивационную готовность мы оценивали по следующим показателям: амбициозность целей образовательных учреждений. Данный показатель мы оценивали на основе следующих ответов: стремимся быть лидером, стремимся быть лучше других, стремимся быть не хуже других и стабильно функционировать Однако, этого недостаточно, чтобы оценить мотивированную готовность школ. Для этого ввели показатель потребность в изменениях. Отдельно посмотрели нужны ли изменения в целях, содержании, организации учебного процесса, образовательных технологиях и способах оценки результатов на каждой ступени образования. Для более полного определения мотивационной готовности ввели показатель ориентация на источники новшеств, т.е. откуда школы должны брать новшества, если существует потребность в изменениях. Также по каждому ответу приписывали баллы и получали суммарный результат. Затем суммировали все количественные показатели, и распредели школы по уровням. Высокий уровень мотивационной готовности имеют всего 22% школ, 63% имеют средний уровень и низкий у 15% школ.
     Для оценки операциональной готовности сначала оценили оснащенность школ источниками информации о новшествах. В анкетах были предложены следующие каналы: министерство образования и науки, региональные управления образованием, курсы повышения квалификации, научные издания и предметные газеты и журналы. Затем оценивали способ оценки новшества (оценивает директор, коллегиально с участием педагогов или создается специальная экспертная группа.. Следующим шагом в оценки операциональной готовности было определение способа принятия решения о внедрении новшеств. На вопрос «Кто принимает решение о внедрении новшеств?» были предложены следующие ответы: директор и его замы; руководство совместно с педагогами; с привлечением экспертной группы. За каждый ответ ставились баллы по рангам: так делается всегда; так делается в большинстве случаев; так делается в меньшинстве случаев, так никогда не делается. В итоге поучили следующие результаты: высокий уровень имеют всего 11%, 39% средний уровень и 50% низкий уровень.
    Организационная готовность определялась наличием специального документа в школе, где распределялись обязанности педагогов по поиску, оценки и выбору новшеств, об информированности педагогов о своих обязанностях. Результаты показывают, что высокий уровень организационной готовности имеют 9% школ, 38% средний уровень и 52% низкий уровень.
    В основу интегральной оценки восприимчивости школ к новшествам положен балл, который присваивается ей при определенном сочетании уровней ее компонентов в соответствии с десятиуровневой шкалой. Например, если все компоненты имеют высокие уровни, то приписывается наибольший балл и т.д. по убывающей. После подсчета баллов все учреждения общего образования разделились по уровням: высокий, средний и низкий.
     Проверка валидности такого способа оценки восприимчивости проводилась путем сопоставления ее результатов с активностью восприятия новшеств извне, определяемой по произведенным изменениям в различных компонентах их образовательных систем на всех ступенях. Были предложены следующие показатели: изменения не произошли; произошли небольшие изменения; произошли умеренные изменения; произошли значительные изменения и произошли радикальные.
    В процессе анализа полученных результатов было осуществлено соотнесение оценок активности восприятия школ с оценками их восприимчивости к новшествам.
     Поскольку предполагалось, что наличие прямой связи между активностью восприятия новшеств извне и восприимчивостью общеобразовательных учреждений к новшествам свидетельствует об адекватности предлагаемого способа ее оценки, прежде всего, было проведена корреляция между этими двумя характеристиками. Для этого был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена в силу своей универсальности, простоты и широких возможностей в решении задач сравнения индивидуальных или групповых иерархий признаков. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками.
    Основные факторы, в наибольшей мере обусловливающие недостаточную готовность образовательных учреждений к восприятию новшеств, – слабая информированность руководителей и педагогов о современных требованиях и тенденциях развития образования, как следствие, неадекватная оценка своей образовательной деятельности и не заинтересованность в ее изменении, слабая информированность о существующих разработках, использование которых могло бы улучшить результаты образования, невладение современными методами анализа образовательной деятельности и неэффективная организация аналитической работы.
    Исследование показало, что педагоги недостаточно информированы о существующих во вне новшествах. Из 50 новшеств учителя в основном знают не более 20 новшествах, об остальных они слышали, но детально не изучали. Основными источниками информации о новшествах учителя называют предметные журналы и курсы повышения квалификации. В школах недостаточно созданы условия по информированию о новшествах и способах их внедрения. Учителя отмечают, что их не всегда привлекают к анализу учебно-воспитательного процесса и выявлению проблем. Результаты показали, что учителя не видят необходимости в существенных изменениях образовательной системы школы и считают необходимыми лишь небольшие и умеренные изменения в ряде ее компонентов. Наибольших изменений, по мнению респондентов, требует материально-техническая база школ. Многие учителя считают, что не нужны или нужны умеренные изменения в таких компонентах педагогической системы, как цели образования, содержание, организация и образовательные технологии, способы оценки результатов образования на этих ступенях. Учителя отметают, что в основном нужно самим разрабатывать новшества, а не искать их вовне. Анализ результатов исследования показал, что в школах недостаточно регламентирован процесс поиска, оценки и принятия решения о внедрении новшеств. В школах отсутствуют специальные документы, а решения о внедрении в основном принимают единолично директора без привлечения педагогов.
    Теоретически обоснованная гипотеза о том, что существенными факторами, определяющими восприимчивость общеобразовательных учреждений к новшествам являются их когнитивная, мотивационная, операциональная и организационная готовность нашла свое подтверждение в проведенном эмпирическом исследовании. Выявлены статистически значимые связи между уровнем восприимчивости общеобразовательных учреждений к новшествам и уровнем определяющих ее факторов.
 
Литература:
  1. Ангеловски К. Учителя и инновации./ Пер.с макед.- М., 1991.
  2. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. М., 2008.
  3. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
  4. Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности школы. М., 2003. [1 ]
  5. Субетто А. И. Инновации и традиции в развитии сельской школы России в XXI веке. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы в Росси», Москва—Псков, 2008.
  6. Разуваева Т.Н., Данильченко О.В., Кусяпкулова Г.Р. К проблеме повышения активности участия учителей в инновационной деятельности. //Материалы VI Знаменских чтений, Сургут, 2007.
 
Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (24.12.2010)
Просмотров: 2443 | Теги: образования, новшествам, учреждений, восприимчивости, исследование, общего | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: