Главная » Статьи » Методы и средства обучения |
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ
Автор: Коршунова И.В. Использование японцами
таких ценностей японской культуры, как бережное отношение к культурному наследию
своей страны, почтение к труду и истории, учителям и традициям, уважительное
отношение к старшим, уважительные взаимоотношения в семье, культ природы и
исключительное почитание умерших, предков, позволило Японии стать одним из
мировых лидеров с процветающей экономикой.
Народная культура
национальная по содержанию способна активно воздействовать на духовное развитие
человека, на формирование эстетических и патриотических чувств.
Именно поэтому
государственная политика Японии и политика правительства направлены на усиление
внимания к своим традициям и культурному наследию. Учебные заведения Японии
занимают особое место в распространении знаний о традиционной народной культуре
и воспитании детей и подростков на основе воплощенных в ней духовно-нравственных
ценностей.
Способность видеть красоту,
ценить ее и наслаждаться ею - это не врожденное качество и не умение, которыми
можно овладеть раз и навсегда. Японцы, сознавая это, столетиями вырабатывали
своеобразные методы, которые позволяют им развивать и укреплять свой
художественный вкус. Не возможно не признать, что диапазон учебных программ по
эстетическому воспитанию в японских школах максимально широкий.
Раздел эстетического
воспитания является обязательным в японской средней школе. Цель изучения этого
раздела сформулирована так: "Развить эстетические способности, обучить радости
творчества, привить уважительное отношение к искусству, воспитать богатство
чувств”.
Эстетическое воспитание
включает 12 различных курсов, что представляет очень большой объем, но
обязательными являются только три, среди них "Музыка”, "Искусство”,
"Каллиграфия”.
Цель изучения курса
"Музыка” в следующем: "При помощи совместной музыкальной деятельности повысить
способность творческой выразительности, способность восприятия, привить чувство
любви к музыке”. Интересно, что учащиеся изучают не только ноты, историю музыки,
но и "особенности звучания и формы исполнения японской национальной музыки”.
Другой обязательный курс из
раздела "Искусство” - Изобразительное искусство. Цель изучения: "Посредством
творческой деятельности по рисованию, ваянию, дизайну добиться усвоения
эстетического опыта самовыражения и восприятия, способности к
самосовершенствованию; привить любовь к прекрасному”. Уже второклассник
использует краски тридцати шести цветов и знает название каждой из них. Директор
школы в праве отменить все занятия в любой день, когда позволяют погодные
условия, что бы школьники использовали каждую возможность рисовать с натуры,
общаться с природой, слушая объяснения учителя о том, как постигать красоту
мироздания.
"Каллиграфия” также
является обязательным курсом, занимающим ведущее место в эстетическом воспитании
детей. Каллиграфия, или искусство иероглифической письменности - это самобытное
японское искусство, не имеющее аналогов в отечественной культуре.
В настоящее время в Японии
стоит вопрос о включении традиционного народного танца, как факультативной
дисциплины, в школьные программы.
Цель изучения: "Повысить
способность выразительно писать, усовершенствовать понимание принципов
восприятия и выражения письма, привить любовь к каллиграфии”.
Обобщая изложенное, можно
сказать, что колоссальный масштаб замыслов и объем содержания эстетического
воспитания поражают. Здесь представлено только содержание "обязательного
минимума”, в то время как объем всего раздела, доступного для изучения всем
желающим в старшей средней школе - в четыре раза больше. Удивительно, что все
учащиеся старшей средней школы Японии, а их 95% от всего числа молодежи этой
возрастной группы, осваивают в обязательном порядке в течение двух лет не только
пение по нотам, но и составляют собственные музыкальные композиции и
аранжировки; не только изучают историю и великие произведения изобразительного
искусства, но и ваяют, осваивают народные музыкальные инструменты, национальное
искусство каллиграфии. Это, безусловно, ценно для формирования, гармонично
развитой, духовно и нравственно богатой личности и, несомненно, способствует
раскрытию творческого потенциала детей и приобщению их к национальной культуре.
Большие надежды общество возлагает на студентов, обучающихся в высших учебных
заведениях Японии. На гуманитарных факультетах особое внимание уделяется
изучению иностранных языков. Но, исключительное место отводится родному языку.
Важную роль в сохранении традиционных видов искусств играют такие дисциплины,
как японская традиционная живопись, скульптура, гравюра, керамика, архитектура,
текстиль.
Исключительно ответственное
отношение японцев к эстетическому воспитанию и художественному образованию
молодых поколений является одной из особенностей национальной культуры Японии.
Японцы совершенствуют собственную систему образования в свете требований
времени, опираясь на традиции и историю своей страны.
| |
Просмотров: 1198 | |
Всего комментариев: 0 | |