Главная » Статьи » Методы и средства обучения

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ
Автор: Коршунова И.В.
 
    Использование японцами таких ценностей японской культуры, как бережное отношение к культурному наследию своей страны, почтение к труду и истории, учителям и традициям, уважительное отношение к старшим, уважительные взаимоотношения в семье, культ природы и исключительное почитание умерших, предков, позволило Японии стать одним из мировых лидеров с процветающей экономикой.
    Народная культура национальная по содержанию способна активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование эстетических и патриотических чувств.
    Именно поэтому государственная политика Японии и политика правительства направлены на усиление внимания к своим традициям и культурному наследию. Учебные заведения Японии занимают особое место в распространении знаний о традиционной народной культуре и воспитании детей и подростков на основе воплощенных в ней духовно-нравственных ценностей.
    Способность видеть красоту, ценить ее и наслаждаться ею - это не врожденное качество и не умение, которыми можно овладеть раз и навсегда. Японцы, сознавая это, столетиями вырабатывали своеобразные методы, которые позволяют им развивать и укреплять свой художественный вкус. Не возможно не признать, что диапазон учебных программ по эстетическому воспитанию в японских школах максимально широкий.
    Раздел эстетического воспитания является обязательным в японской средней школе. Цель изучения этого раздела сформулирована так: "Развить эстетические способности, обучить радости творчества, привить уважительное отношение к искусству, воспитать богатство чувств”.
    Эстетическое воспитание включает 12 различных курсов, что представляет очень большой объем, но обязательными являются только три, среди них "Музыка”, "Искусство”, "Каллиграфия”.
    Цель изучения курса "Музыка” в следующем: "При помощи совместной музыкальной деятельности повысить способность творческой выразительности, способность восприятия, привить чувство любви к музыке”. Интересно, что учащиеся изучают не только ноты, историю музыки, но и "особенности звучания и формы исполнения японской национальной музыки”.
    Другой обязательный курс из раздела "Искусство” - Изобразительное искусство. Цель изучения: "Посредством творческой деятельности по рисованию, ваянию, дизайну добиться усвоения эстетического опыта самовыражения и восприятия, способности к самосовершенствованию; привить любовь к прекрасному”. Уже второклассник использует краски тридцати шести цветов и знает название каждой из них. Директор школы в праве отменить все занятия в любой день, когда позволяют погодные условия, что бы школьники использовали каждую возможность рисовать с натуры, общаться с природой, слушая объяснения учителя о том, как постигать красоту мироздания.
    "Каллиграфия” также является обязательным курсом, занимающим ведущее место в эстетическом воспитании детей. Каллиграфия, или искусство иероглифической письменности - это самобытное японское искусство, не имеющее аналогов в отечественной культуре.
    В настоящее время в Японии стоит вопрос о включении традиционного народного танца, как факультативной дисциплины, в школьные программы.
     Цель изучения: "Повысить способность выразительно писать, усовершенствовать понимание принципов восприятия и выражения письма, привить любовь к каллиграфии”.
    Обобщая изложенное, можно сказать, что колоссальный масштаб замыслов и объем содержания эстетического воспитания поражают. Здесь представлено только содержание "обязательного минимума”, в то время как объем всего раздела, доступного для изучения всем желающим в старшей средней школе - в четыре раза больше. Удивительно, что все учащиеся старшей средней школы Японии, а их 95% от всего числа молодежи этой возрастной группы, осваивают в обязательном порядке в течение двух лет не только пение по нотам, но и составляют собственные музыкальные композиции и аранжировки; не только изучают историю и великие произведения изобразительного искусства, но и ваяют, осваивают народные музыкальные инструменты, национальное искусство каллиграфии. Это, безусловно, ценно для формирования, гармонично развитой, духовно и нравственно богатой личности и, несомненно, способствует раскрытию творческого потенциала детей и приобщению их к национальной культуре. Большие надежды общество возлагает на студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Японии. На гуманитарных факультетах особое внимание уделяется изучению иностранных языков. Но, исключительное место отводится родному языку. Важную роль в сохранении традиционных видов искусств играют такие дисциплины, как японская традиционная живопись, скульптура, гравюра, керамика, архитектура, текстиль.
    Исключительно ответственное отношение японцев к эстетическому воспитанию и художественному образованию молодых поколений является одной из особенностей национальной культуры Японии. Японцы совершенствуют собственную систему образования в свете требований времени, опираясь на традиции и историю своей страны.
 

Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (07.10.2010)
Просмотров: 1170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: