Главная » Статьи » Методы и средства обучения |
Актуальные проблемы совершенствования профессиональной культуры педагога
Актуальные проблемы совершенствования профессиональной культуры педагога
Автор: Новикова Г.П., д.п.н., д.пс.н., проф., глав. научн. сотр. ИнИДО РАО Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования.
Социальный заказ современному педагогу заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов в системе последипломного образования особенно важной, поэтому вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров приобретают в настоящее время особую актуальность.
Подготовка педагогов новой формации во многом определяется не только овладением ими своей будущей специальностью, но и уровнем их профессиональной культуры. Особая значимость этой проблемы объясняется тем, что в современных условиях профессиональная культура является гарантией конкурентоспособности будущих специалистов. По мнению А.А. Молдожановой «профессиональная культура есть результат единства дидактической и методической подготовки, системообразующим стержнем которой является теория объекта деятельности педагога».
В педагогической литературе освещаются различные аспекты формирования профессиональной культуры специалистов, среди них - В.А. Ильин, В.Ф. Ковалевский, И.М. Модель, Е.Г. Силяева, Л.А.Фишман и другие. К настоящему времени выполнен ряд исследований, в которых рассматриваются вопросы формирования профессиональной культуры учителя школы, преподавателя вуза - Н.И. Лифинцева, И.Ф. Исаев, А.А. Криулина, А.П. Ситник, Е.Б. Спасская, Ю. К. Чернова.
Изучение работ показало, что понятие «профессиональная культура» широко употребляется наряду с другой терминологией. Мы обратились к анализу понятий «профессия», «профессионал», «профессионализм», «профессиональная компетенция», в результате чего выяснили, что профессиональную культуру целесообразно рассматривать как целостное понятие, так как это результат профессиональной деятельности. При этом профессиональная культура показывает степень овладения педагогом специфики профессиональной деятельности. Исследование соотношения понятий: «педагогическая культура» и «профессиональная культура» свидетельствует, что их невозможно отождествлять друг с другом, потому что каждая из них несет свою функциональную нагрузку. Педагогическая культура есть интегративное качество, которое выражается в овладении предшествующим социальным опытом и воплощении усвоенного на практике, в способности к преобразованию себя, окружающего мира и отношений с другими людьми на гуманистической основе. В отличие от педагогической культуры, суть профессиональной культуры как специализированной культуры проявляется в конкретной области профессиональной деятельности. Являясь результатом профессиональной деятельности, профессиональная культура представляется базой для исследования педагогической культуры. Как сложное, многогранное понятие, профессиональная культура вбирает в себя педагогическую культуру.
Системный анализ исследуемого феномена показал, что профессиональная культура, выполняя функцию преломления сущностных сил в конкретной области профессиональной деятельности, их самореализации, наиболее полно и точно характеризует состояние профессиональной деятельности в ее динамическом развитии. Как культура определенной профессии, она позволяет педагогу осознавать себя профессионалом, понимать свое место и роль в педагогическом процессе образовательного учреждения, развивать потребности в непрерывном образовании, то есть определять стратегию своих действий в профессиональной деятельности. Помимо этого, профессиональная культура является одним из важных показателей успешности профессиональной деятельности педагога. Современные образовательные стратегии ориентируют на то, чтобы будущий педагог освоил область профессиональной деятельности, то есть содержание профессиональной культуры. А культура профессии ориентирована на объект профессиональной деятельности, знание которого объективно необходимо и значимо в подготовке будущего педагога. В отличие от своих предшественников, новый аспект, который вносится нами в разработку исследуемого образования, заключается в том, что формирование профессиональной культуры следует рассматривать с позиции ценностного отношения к объекту деятельности. А точнее, формирование профессиональной культуры есть формирование теоретического уровня в овладении объектом профессиональной деятельности.
Итак, «профессиональная культура» есть целостное образование, выражающееся в самореализации сущностных сил педагога в профессиональной деятельности и ее результатах. Именно через профессиональную деятельность педагог, независимо от специальности, достигает максимальных для себя результатов, стремясь проявить свои сущностные силы и выражая свое отношение к труду. Поэтому профессиональная культура есть отражение возможностей педагога в использовании общепедагогических и профессиональных знаний в своей специфической деятельности в целостном педагогическом процессе. Значимость профессиональной культуры в том, что она необходима педагога для того, чтобы добиваться качественных результатов в профессиональной деятельности, видеть стратегию своих действий и успешно реализовывать их на практике.
В настоящее время овладение профессиональной культурой, как условия успешности и эффективности профессиональной деятельности педагога, должно стать ключевым направлением процесса профессиональной подготовки в высшей школе и в системе повышения квалификации педагогов. Неслучайно процесс обучения в высшей школе представляется как средство освоения профессиональной культуры. Взаимодействуя с культурой и в культуре, педагог не только осваивает ее, но и выступает как творец и созидатель, поэтому студент, овладевающий профессией педагога, живет в условиях культуры и через нее он приобщается к будущей профессиональной деятельности.
Сегодня высшая школа стремится к реализации сущностных сил будущих специалистов в рамках культуры, и в итоге формируется личность, необходимая обществу. Поэтому формирование профессиональной культуры будущего педагога имеет особую значимость, но для этого необходима целостная педагогическая среда. Для реализации такой установки следует рассмотреть механизмы, способствующие взаимосвязи дидактической и методической подготовки будущего педагога.
Известно, что профессиональная подготовка - это процесс, обеспечивающий формирование будущего специалиста в определенной области деятельности и направленный на овладение совокупностью общепедагогических и специальных знаний, умений. Имеющиеся работы и подходы позволили определить, что профессиональная подготовка включает в себя дидактическую подготовку, которая вбирает то общее, что характерно для профессиональной деятельности всех педагогов (независимо от профиля), и методическую подготовку, ориентирующую на то частное, что отражает особенности предметника. Сегодня модернизация их содержания является стержневой проблемой в высшей школе и в системе повышения квалификации.
Содержание дидактической подготовки целесообразно строить соответственно достижениям в области педагогики, то есть на ценностном отношении к объекту профессиональной деятельности. В этом случае дидактическая подготовка будет направлена на вооружение педагогов теоретическими основами профессиональной деятельности, системой знаний об объекте профессиональной деятельности, знаниями в области педагогических технологий. В соответствии с этим, возможно сформировать у педагогов потребность в реализации фундаментальных сущностных сил.
Суть методической подготовки на практике ограничивается узкими проблемами частных методик и преобладанием эмпирического подхода к существующим методическим явлениям. Сложившаяся ситуация связана с недостаточной разработанностью теоретических основ методической подготовки и с отсутствием единого подхода к методологии методики обучения. Ориентир только на то, чтобы передать содержание преподаваемого предмета приводит к тому, что в результате сложившихся технологий обучения у будущих педагогов слабо формируется профессиональная культура. Поэтому в центре методической подготовки должны быть вопросы взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе овладения содержанием культуры и целевая направленность на специфику объекта профессиональной деятельности педагога.
В качестве стержня профессиональной подготовки должно выступать единство дидактической и методической подготовки, при этом дидактическая подготовка обеспечивает общую для профессии педагога подготовленность, а методическая - применительно к конкретной специальности - педагога конкретного предмета. Одним из действенных механизмов, обеспечивающих единство дидактической и методической подготовки, является наличие концептуальной, серьезной научной основы с учетом особенностей объекта профессиональной деятельности. Это означает, что обеспечивается неразрывность теории и практики, то есть достижение сбалансированности между переводом теоретических знаний в практические действия педагога, преодолеваются противоречия между общепедагогической и предметной подготовкой, создаются условия для разработки общей теории методики обучения и для реализации принципа непрерывности в профессиональной подготовке студентов.
Следующий механизм, обеспечивающий единство дидактической и методической подготовки, связан с вариативностью на уровне методов и форм организации учебного процесса и содержания - это использование возможностей дисциплин учебного плана, педагогической практики, научно-исследовательской работы, модернизация содержательных аспектов и технологии обучения педагогическим и методическим учебным дисциплинам. При этом следует учитывать преемственность в подготовке, то есть дидактическая подготовка будет обеспечивать общую основу для методической подготовки, которая ориентирована на предмет специальности.
Одно из приоритетных направлений, обеспечивающих единство дидактической и методической подготовки будущего учителя, представляется во взаимосвязи общей педагогики, дидактики и методики, каждая из которых представляет отрасль педагогического знания, которые развиваются самостоятельно, но в тесной связи между собой, обогащая друг друга, подчиняясь законам развития педагогической науки в целом. Рассматриваемые отрасли изучают те или иные стороны целостного педагогического процесса и выступают в форме взаимодействия, оказывая продуктивное воздействие друг на друга. Объективная взаимосвязь общей педагогики, дидактики и методики на уровне объекта и предмета свидетельствуют об единых истоках развития указанных отраслей педагогической науки. Благодаря этому создаются предпосылки для соотнесения отраслей на более высоком уровне, при этом общая педагогика исследует основные закономерности педагогического процесса и образования, дидактика дает представление об общих закономерностях того, что имеется в любом процессе обучения, методика рассматривает то общее, что имеется в обучении любому предмету и раскрывает то специфическое, то есть особенное, что имеется в обучении только данному учебному предмету.
Помимо взаимосвязи на уровне объекта и предмета, следует выделить согласованность понятийных систем дидактики и методики, степень владения которыми позволяет судить о наличии пробелов в дидактической и методической подготовке и, следовательно, скорректировать содержательную сторону методических и педагогических дисциплин. Одним из эффективных средств активизации процесса переноса понятийных знаний из дидактики в методику является введение в систему подготовки междисциплинарных (межнаучных) понятий, которые выступают как связующее звено между общим и частным, укрепляя целостность дидактики и методики. Согласованность дидактики и методики на уровне понятийных систем, включающих дефиниции «методологический подход», «объект профессиональной деятельности», «профессиональная культура», «обучение», «учебный предмет», «методика обучения», «общая методика обучения, «частная (предметная) методика обучения», «технология обучения», будет обеспечивать целостность взаимосвязи дидактической и методической подготовки будущего учителя.
Таким образом, взаимосвязь общей педагогики, дидактики и методики в профессиональной подготовке будущего учителя на уровне объекта, предмета и понятийных рядов сконцентрировано на конечном результате - формирование профессиональной культуры будущего учителя. Таким образом, ключевые приоритеты современного высшего образования обусловили значимость профессиональной культуры, назначение которой видится в определении стратегии действий в профессиональной деятельности педагога. Поэтому профессиональная культура, рассматриваемая с позиции объекта профессиональной деятельности, позволяет педагогу оптимально создавать условия для развития целостной личности воспитанника в учебно-воспитательном процессе, что подтверждено многолетней опытно-экспериментальной работой.
Сегодня, в качестве стержня профессиональной подготовки, выступает единство дидактической и методической подготовки, являющееся ведущей составляющей профессиональной культуры, представленной как главный фактор успешности профессиональной деятельности педагога, обеспечивающей плавный переход от общетеоретической подготовки к грамотному овладению технологией обучения и технологией сотрудничества.
Овладение технологией сотрудничества обеспечивает профессиональное развитие педагогов, формирование у них готовности к творческому решению педагогических задач, возникающих в образовательном процессе в вузе. Это позволяет конструировать педагогическое взаимодействие из резерва освоенных элементов, своеобразное сочетание которых в конкретный ситуационный момент обеспечивает педагогу возможность творчества в поиске и реализации способов педагогического взаимодействия [1].
Применение технологии сотрудничества в процессе профессиональной подготовки в современном педагогическом вузе, творческий подход преподавателя к организации и осуществлению образовательного процесса в сочетании с гуманистическими установками не только способствует повышению эффективности процесса профессионального развития будущих педагогов, но и формирует у них качества, необходимые для реализации педагогического взаимодействия на основе сотрудничества в самостоятельной профессиональной деятельности.
Опыт реформирования образования у нас в стране и за рубежом свидетельствует о том, что, если учителя не становятся субъектами инновационной деятельности, активными сотворцами новой практики образования, то проводимые изменения не дают желаемых результатов. Современный учитель должен постоянно думать о том, как завтра делать лучше то, что совместно со своими коллегами он делает сегодня.
Литература:
| |
Просмотров: 4028 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||