Главная » Статьи » Гуманитарные и общественные науки |
ЛОКК О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
ЛОКК О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Автор: Ужанцев В.А.
Слово "распространенность" относится "... к пространству вообще, все равно, занято ли оно плотной материей или нет ...", а слово "протяженность" - только к материи или расстоянию между внешними границами тел. Пространство обладает распространенностью, а тела протяженностью.
О продолжительности в "Опыте о человеческом разумении" читаем: "Есть другой вид расстояния, или длины, идею которого мы приобретаем не от постоянных частей пространства, а от текучих и беспрерывно гибнущих частей последовательности. Мы называем его продолжительностью. Простыми модусами продолжительности являются различные длины ее, отчетливые идеи которых мы имеем в уме, как, например, часы, дни, годы и т.д., время и вечность". Локк называет длительность «текучей протяженностью», т. е. характеризует сущность времени в терминах пространственных отношений. Время и его модусы можно рассматривать как цепь, или последовательность, актов сознания. Длительностью Локк называет расстояние между двумя единицами этой последовательности, измеренное относительно такой «постоянной и правильной последовательности» событий, которую можно использовать как меру и «образец для всех других последовательностей». По существу, такого рода последовательность есть универсальное условие измерения длительности или протяженности, а «продолжительность и пространство само по себе однообразны и беспредельны».
Философ отстаивает концепцию времени, которая опирается у него на представление о длительности как субъективном психическом переживании, рассматривает время в качестве условия измерения длительности (в конечном счете как идеализированную исследовательскую конструкцию). Мерой длительности могут служить только периодические процессы. Время не тождественно этим процессам и полученные таким образом величины, строго говоря, будут условными. «Те части продолжительности, которые не различаются или не считаются различающимися, и измеренные через такие периоды, не подходят с такой точностью под понятие времени». Время неразрывно связано с деятельностью познающего разума и не является чем-то предшествующим ему.
Джон Локк о пространстве и времени:
1. идею пространства приобретаем зрением и осязанием;
2. пространство обладает необъятностью;
3. идея места есть лишь частное, ограниченное рассмотрение идеи пространства
4. движение не может ни существовать, ни быть понятным без пространства, и все-таки движение - не пространство, а пространство - не движение (пространство может существовать без движения);
5. возможно существования пространства, не заполненного материей, хотя идея пустого пространства это лишь как один из вариантов понимания природы пространства;
6. наблюдая посредством ощущения некоторые явления через регулярные и на вид равноотстоящие периоды, мы приобретаем идеи определенных величин, или мер продолжительности, например, минут, часов, дней, лет и т. д.;
7. можем благодаря способности повторять мысленно сколько-угодно раз эти меры представить себе продолжительность там, где в действительности ничто не продолжается и не существует: представляем себе завтра, будущий год или семь лет спустя;
8. рассматривая любую часть бесконечной продолжительности, выделенную установленными на основании периодов мерами, мы приходим к идее, которую называем временем вообще;
9. время, обнаруживающее все остальные вещи, само не обнаруживается. В самой природе продолжительности, времени и вечности есть что-то очень неясное;
10. человек, очень сильно сосредоточивающий свои мысли на одном предмете и во время этого серьезного размышления мало замечающий последовательность проходящих в его уме идей, и время ему кажется более коротким, чем оно есть;
11. часть продолжительности, в которой мы не замечаем последовательности, мы и можем назвать мгновениями, оно занимает время одной только идее в нашем уме без последовательности другой идеи;
12. настоящий момент является общим для всех существующих теперь вещей, т. е. все существует в один и тот же момент времени;
13. время есть измеренная продолжительность, но не есть мера движения;
14. пространство и время понятия всеобщие, их части неотделимы друг от друга;
15. пространство и время относятся ко всему сущему (всем телам Вселенной);
16. возможно их описание посредством математики;
17. пространство и время связаны с движением материи, но им не являются.
В "Опыте о человеческом разумении" написано:"...распространенность и продолжительность взаимно обнимают и охватывают друг друга: каждая часть пространства находится в каждой части продолжительности и каждая часть продолжительности - в каждой части распространенности", т.е. пространство и время философ рассматривает в единстве, совместно.
Литература:
| |
Просмотров: 1326 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||