Главная » Статьи » Мои статьи |
Диагностика восприимчивости учреждений профессионального образования к новшествам
Авторы: Вифлянцев Г.М., Красильников А.А., Цветковская Н.В. Успех инновационного процесса в образовательных учреждениях обусловливается правильно выбранной стратегией, умелым сотрудничеством с партнерами и сотрудниками (педагогами), а также восприимчивостью персонала самого образовательного учреждения к новшествам. В литературе по активно развивающейся педагогической инноватике все факторы интенсивности и эффективности инновационных процессов разделяют на две группы (Мартиросян, 2003). Первая группа факторов определяет восприимчивость организации к новшествам, а вторая — способность организации их внедрять.
С точки зрения системно-деятельностного подхода к развитию образовательных учреждений (Лазарев, 2002, 2008) восприимчивость к новшествам образовательных учреждений может быть представлена как характеристика их способности находить вне собственного учреждения потенциально полезные для себя новшества, адекватно их оценивать и рационально выбирать, исходя из потребностей и возможностей своего развития. Таким образом, восприимчивость к новшествам охватывает стадии инновационного процесса от поиска новшеств до принятия решения об их внедрении или отказе от них. В сфере профессионального образования восприимчивость образовательных учреждений к новшествам становится предметом изучения впервые как в России, так и за рубежом.
Рассматривая восприимчивость как одну их характеристик инновационной деятельности учреждения начального профессионального образования (УНПО), в рамках исследования, проводимого в последние годы в Институте инновационной деятельности в образовании (УРАО), решены следующие задачи.
В таблице 1 приведены компоненты восприимчивости и основные показатели, влияющие на восприимчивость учреждения НПО.
Таблица 1
Методика диагностики восприимчивости учреждений начального профессионального образования к новшествам прошла апробацию в образовательных учреждениях г. Москвы (более 20 учреждений НПО) и Московской области (более 10 учреждений НПО, г.г. Жуковский, Гжель). В констатирующем эксперименте приняло участие более 50 учреждений НПО с разной когнитивной, технологической, организационной и мотивационной готовностью, общей численностью респондентов – более 60 человек.
Специфика учреждения НПО определяется совокупностью целей, задач и результатов профессионального образования. В некоторых программах достаточно подробно конкретизированы цели и задачи учреждения, но отсутствует раздел, связанный с предполагаемыми результатами. Это говорит о том, что разработчики программ (руководители образовательных учреждений, педагоги, временные творческие коллективы) не владеют системно-целевым подходом к проектированию программ и другого научно-методического обеспечения. Во многих программах декларируется формирование таких личностных качеств выпускников, как воспитание честности, ответственности, трудолюбия, чувства долга и т. п., достижение которых ничем реально не контролируется.
Перспективы развития образовательного учреждения определяются также тем, «что колледж – начальное профессиональное учебное заведение, в котором образование самоценно, т.е. оно должно быть ориентировано на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к профессиональной деятельности рабочего». А это означает, что начальная ступень колледжа, выявив способных к учению учащихся, дает им возможность освоить не только начальную, но и среднюю ступень колледжа, получить более глубокие профессиональные знания в области востребованных рабочих профессий.
В настоящей работе проведено дополнительное исследование применимости разработанной методики для диагностики восприимчивости учреждений среднего профессионального образования (УСПО), имеющих в своем составе программы НПО в качестве начальной ступени. Возникающие при этом особенности обусловлены необходимостью и возможностью решать вопросы инновационного непрерывного профессионального образования в рамках одного коллектива, в рамках одного образовательного учреждения.
Проведенная доработка диагностических инструментов, прежде всего их автоматизация, позволила ускорить процесс диагностики восприимчивости учреждений профессионального образования, а также повысить качество этого процесса за счет исключения повторного ввода диагностической информации.
Используемые модели современного выпускника колледжа, интеллектуального рабочего в каждом образовательном учреждений сопряжены с моделью личности наставника, воспитателя. Поэтому, для решения задач повышения эффективности инновационной деятельности образовательного учреждения, необходимо ориентироваться на модель личности педагога как участника образовательного процесса (взаимодействия). Сложные и многоаспектные задачи подготовки современного рабочего, специалиста (электрика, механика, кондитера и др.) немыслимо решить, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных достижений. Педагог, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей образовательного учреждения является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на инновационную работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою профессиональную, предметную компетентность.
Анализ результатов диагностики показал следующее.
Многие образовательные учреждения конкретно называли новшества, которые внедряются или планируются к внедрению. Анализ программ развития образовательных учреждений позволил выявить наличие планов введения новшеств в образовательных учреждениях. Однако, в ряде образовательных учреждений ПО отсутствуют детально проработанные планы, программы развития.
Анализ программ развития осуществлялся по следующему плану:
Незнание своих проблем и не умение анализировать результаты работы влияет на постановку целей и задач учебно-воспитательного процесса. Анализ программ выявил случаи несоответствия выделенных проблем и целей образования. Например, в одном из технических лицеев отмечается высокая текучесть педагогических кадров, а в целях реализация этой проблемы не обозначена. Другой пример, в одном из художественных училищ отмечается низкое информационное обеспечение учебного процесса, отсутствие возможности у учащихся для поиска необходимой, учебной информации через Интернет. В целях же данного образовательного учреждения данная проблема не отражена.
В некоторых программах цели ставятся формально, некорректны, достижение этих целей не обеспечивается соответствующим содержанием образовательной программы колледжа, не отражают объективного состояния образовательного учреждения.
Следует отметить, что многие прописанные в программах цели не находят логического продолжения в задачах. Налицо несоответствие целей и задач учебно-воспитательного процесса. Порой цели подменяют задачи.
Из проанализированных программ развития учреждений ПО удалось выявить ряд учреждений, которые пытаются отказаться от режима простого функционирования и перейти в режим развития. Отдельные учреждения вводят новшества не только для того, чтобы повысить профессиональные качества учащихся, а сделать эффективным сам учебно-воспитательный процесс, путём изменения статуса, режима работы, содержания образовании НПО. Примером такого развивающегося образовательного учреждения может рассматриваться Гжельский художественно-промышленный колледж (Гжель), входящий в состав Гжельского государственного художественно-промышленного института, и который планирует проведение изменений: «Исходя из четко определившегося производственного заказа на профессиональные знания рабочего, мы выделяем два важных момента профессионального образования - обучение востребованным рабочим художественно-прикладным специальностям и формирование художественного вкуса. Колледж будет продолжать находиться в четырех режимах обучения - компенсирующем, общеобразовательном, углубленном, профильном. Важнейшей задачей перспектив развития колледжа мы считаем сбалансированность, оптимальность сочетания общеобразовательных предметов и профильного компонента. При этом необходимо стремиться избежать учебной перегрузки, особенно на начальной ступени профессионального образования».
Проведенные исследования позволили показать применимость разработанной методики для диагностики восприимчивости учреждений среднего профессионального образования, а также эффективность и работоспособность доработанного инструментария.
Литература:
| |||||||||||
Просмотров: 1424 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |