Главная » Статьи » Мои статьи

Диагностика восприимчивости учреждений профессионального образования к новшествам
Диагностика восприимчивости учреждений профессионального образования к новшествам
Авторы: Вифлянцев Г.М., Красильников А.А., Цветковская Н.В.
 
    Успех инновационного процесса в образовательных учреждениях обусловливается правильно выбранной стратегией, умелым сотрудничеством с партнерами и сотрудниками (педагогами), а также восприимчивостью персонала самого образовательного учреждения к новшествам. В литературе по активно развивающейся педагогической инноватике все факторы интенсивности и эффективности инновационных процессов разделяют на две группы (Мартиросян, 2003). Первая группа факторов определяет восприимчивость организации к новшествам, а вторая — способность организации их внедрять.
    С точки зрения системно-деятельностного подхода к развитию образовательных учреждений (Лазарев, 2002, 2008) восприимчивость к новшествам образовательных учреждений может быть представлена как характеристика их способности находить вне собственного учреждения потенциально полезные для себя новшества, адекватно их оценивать и рационально выбирать, исходя из потребностей и возможностей своего развития. Таким образом, восприимчивость к новшествам охватывает стадии инновационного процесса от поиска новшеств до принятия решения об их внедрении или отказе от них. В сфере профессионального образования восприимчивость образовательных учреждений к новшествам становится предметом изучения впервые как в России, так и за рубежом.
    Рассматривая восприимчивость как одну их характеристик инновационной деятельности учреждения начального профессионального образования (УНПО), в рамках исследования, проводимого в последние годы в Институте инновационной деятельности в образовании (УРАО), решены следующие задачи.
  1. Разработана 4-х компонентная структура восприимчивости УНПО (учреждения НПО) к новшествам.
  2. Разработана теоретическая модель восприимчивости УНПО к новшествам.
  3. Разработана система показателей, характеризующих компоненты восприимчивости УНПО к новшествам.
  4. Разработан инструментарий измерения и анализа показателей восприимчивости УНПО к новшествам, состоящий из анкет и методик их обработки и анализа. Для каждого показателя разработаны трехуровневые измерительные шкалы (высокий, средний, низкий).
    В таблице 1 приведены компоненты восприимчивости и основные показатели, влияющие на восприимчивость учреждения НПО.
 
Таблица 1

Компоненты восприимчивости

Показатели

Когнитивная готовность - информированность о существующих вовне педагогических и иных разработках, предназначенных для использования в образовательном процессе

- доля существующих вовне разработок, которые предназначены  для совершенствования деятельности УНПО, и по которым субъект управления образовательным учреждением имеет информацию достаточную, чтобы судить об их назначении и потенциальных возможностях.

Мотивационная готовность -  заинтересованность в максимальном использовании возможностей образовательного учреждения в совокупности с верой, что вовне такие возможности могут существовать в виде полезных новшеств

- степень амбициозности стратегической ориентации УНПО;

- степень полноты и  надежности выявления изменений, объективно необходимых в образовательной системе УНПО;

- степень значимости, придаваемой субъектом управления внешней среде как потенциальному источнику идей и разработок, применение которых может быть полезно для совершенствования  образовательной системы УНПО.

Технологическая (операционная) готовность -  владение методами и средствами поиска новшеств вовне, их оценки, выработки и принятия решений о внедрении или отказе от него

- степень использования источников и каналов  информации о существующих вовне разработках, предназначенных для использования в УНПО;

- степень надежности используемых методов и процедур оценки потенциальных новшеств;

- степень надежности используемых методов и процедур принятия решений о внедрении новшества или отказа  от него

Организационная готовность – наличие в образовательном учреждении специальной организационной структуры для  осуществления поиска, оценки и выбора новшеств.

- степень определенности распределения обязанностей и ответственности за поиск потенциальных новшеств, их оценку и принятие решений о внедрении;

- степень определенности порядка подачи и  рассмотрения предложений о внедрении новшеств в образовательную систему УНПО;

- степень определенности порядка выработки решений и внедрения новшеств или отказа от внедрения

 
 
    Методика диагностики восприимчивости учреждений начального профессионального образования к новшествам прошла апробацию в образовательных учреждениях г. Москвы (более 20 учреждений НПО) и Московской области (более 10 учреждений НПО, г.г. Жуковский, Гжель). В констатирующем эксперименте приняло участие более 50 учреждений НПО с разной когнитивной, технологической, организационной и мотивационной готовностью, общей численностью респондентов – более 60 человек.
    Специфика учреждения НПО определяется совокупностью целей, задач и результатов профессионального образования. В некоторых программах достаточно подробно конкретизированы цели и задачи учреждения, но отсутствует раздел, связанный с предполагаемыми результатами. Это говорит о том, что разработчики программ (руководители образовательных учреждений, педагоги, временные творческие коллективы) не владеют системно-целевым подходом к проектированию программ и другого научно-методического обеспечения. Во многих программах декларируется формирование таких личностных качеств выпускников, как воспитание честности, ответственности, трудолюбия, чувства долга и т. п., достижение которых ничем реально не контролируется.
    Перспективы развития образовательного учреждения определяются также тем, «что колледж – начальное профессиональное учебное заведение, в котором образование самоценно, т.е. оно должно быть ориентировано на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к профессиональной деятельности рабочего». А это означает, что начальная ступень колледжа, выявив способных к учению учащихся, дает им возможность освоить не только начальную, но и среднюю ступень колледжа, получить более глубокие профессиональные знания в области востребованных рабочих профессий.
    В настоящей работе проведено дополнительное исследование применимости разработанной методики для диагностики восприимчивости учреждений среднего профессионального образования (УСПО), имеющих в своем составе программы НПО в качестве начальной ступени. Возникающие при этом особенности обусловлены необходимостью и возможностью решать вопросы инновационного непрерывного профессионального образования в рамках одного коллектива, в рамках одного образовательного учреждения.
    Проведенная доработка диагностических инструментов, прежде всего их автоматизация, позволила ускорить процесс диагностики восприимчивости учреждений профессионального образования, а также повысить качество этого процесса за счет исключения повторного ввода диагностической информации. 
    Используемые модели современного выпускника колледжа, интеллектуального рабочего в каждом образовательном учреждений сопряжены с моделью личности наставника, воспитателя. Поэтому, для решения задач повышения эффективности инновационной деятельности образовательного учреждения, необходимо ориентироваться на модель личности педагога как участника образовательного процесса (взаимодействия). Сложные и многоаспектные задачи подготовки современного рабочего, специалиста (электрика, механика, кондитера и др.) немыслимо решить, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных достижений. Педагог, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей образовательного учреждения является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на инновационную работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою профессиональную, предметную компетентность.
    Анализ результатов диагностики показал следующее.
    Многие образовательные учреждения конкретно называли новшества, которые внедряются или планируются к внедрению. Анализ программ развития образовательных учреждений позволил выявить наличие планов введения новшеств в образовательных учреждениях. Однако, в ряде образовательных учреждений ПО отсутствуют детально проработанные планы, программы развития.
 
    Анализ программ развития осуществлялся по следующему плану:
  1. проблемы образовательного учреждения НПО;
  2. цели образования;
  3. миссия образовательного учреждения, образ будущего;
  4. изменения в содержании учебных программ, а также программ внеучебной работы;
  5. изменения в образовательных технологиях;
  6. способы контроля и оценки процесса и результатов образования;
  7. формы подготовки педагогических кадров учреждения НПО;
  8. изменения материально-технической базы;
  9. мотивация педагогов и учащихся.
    Незнание своих проблем и не умение анализировать результаты работы влияет на постановку целей и задач учебно-воспитательного процесса. Анализ программ выявил случаи несоответствия выделенных проблем и целей образования. Например, в одном из технических лицеев отмечается высокая текучесть педагогических кадров, а в целях реализация этой проблемы не обозначена. Другой пример, в одном из художественных училищ отмечается низкое информационное обеспечение учебного процесса, отсутствие возможности у учащихся для поиска необходимой, учебной информации через Интернет. В целях же данного образовательного учреждения данная проблема не отражена.
    В некоторых программах цели ставятся формально, некорректны, достижение этих целей не обеспечивается соответствующим содержанием образовательной программы колледжа, не отражают объективного состояния образовательного учреждения.
    Следует отметить, что многие прописанные в программах цели не находят логического продолжения в задачах. Налицо несоответствие целей и задач учебно-воспитательного процесса. Порой цели подменяют задачи.
    Из проанализированных программ развития учреждений ПО удалось выявить ряд учреждений, которые пытаются отказаться от режима простого функционирования и перейти в режим развития. Отдельные учреждения вводят новшества не только для того, чтобы повысить профессиональные качества учащихся, а сделать эффективным сам учебно-воспитательный процесс, путём изменения статуса, режима работы, содержания образовании НПО. Примером такого развивающегося образовательного учреждения может рассматриваться Гжельский художественно-промышленный колледж (Гжель), входящий в состав Гжельского государственного художественно-промышленного института, и который планирует проведение изменений: «Исходя из четко определившегося производственного заказа на профессиональные знания рабочего, мы выделяем два важных момента профессионального образования - обучение востребованным рабочим художественно-прикладным специальностям и формирование художественного вкуса. Колледж будет продолжать находиться в четырех режимах обучения - компенсирующем, общеобразовательном, углубленном, профильном. Важнейшей задачей перспектив развития колледжа мы считаем сбалансированность, оптимальность сочетания общеобразовательных предметов и профильного компонента. При этом необходимо стремиться избежать учебной перегрузки, особенно на начальной ступени профессионального образования».
    Проведенные исследования позволили показать применимость разработанной методики для диагностики восприимчивости учреждений среднего профессионального образования, а также эффективность и работоспособность доработанного инструментария.
 
Литература:
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2001.
  2. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2008. – 352 с.
  3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. -№1, - С. 29-39.
  4. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика. - 1999. №6. - С. 12-18.
  5. Красильников А.А., Ушаков В.А., Цветковская Н.В., Шамрай Н.Н. Структура, содержание и характеристики инновационной деятельности преподавателя //Материалы Международной научно-практической конференции «Образование, Наука, Культура». -2009. С. 135-151.
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Rawicz (14.10.2010)
Просмотров: 992 | Комментарии: 1 | Теги: образования, учреждений, профессионального, диагностика, восприимчивости, новшества | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: