Главная » Статьи » Мои статьи |
Цели и задачи профессионального образования с позиции эволюции социальных структур
Цели и задачи профессионального образования с позиции эволюции социальных структур
Авторы: Валянский С.И., Вифлянцев Г.М., Красильников А.А., Панов В.А., Ушаков В.А., Цветковская Н.В. Развитие профессионального образования (ПО) как социальной системы идет в последние годы по четырем основным направлениям:
Социальные структуры в процессе своей эволюции претерпевают вертикальную (создание иерархии) и горизонтальную (специализация) дифференциацию. Можно указать ряд причин перехода на дивергентную фазу развития, т.е. образования структур. Первая связана с потоками энергии и энтропии. По-другому говоря, противостоит «беспорядку», который определяется объемом системы, потоком вещества и энергии, поступающим в систему через поверхность. Вторая связана с оперативностью управления, так как сигнал за разумное время должен приходить от периферии к центру и управляющий сигнал должен возвращаться назад. И, наконец, третья – невозможность управления большими системами. При этом можно показать на достаточно простой модели, что многоступенчатая модель управления неустойчива [1,2].
Многоступенчатое управление, описываемое такой моделью при n ³ 3, неустойчиво. Двуступенчатое управление приводит к периодическим колебаниям, но не вызывает катастрофического нарастания колебаний, происходящего при трех- и более ступенчатом управлении. Настоящую устойчивость обеспечивает только одноступенчатое управление, при котором управляющее лицо более заинтересовано в интересах дела, чем в поощрении со стороны начальства.
На дивергентной фазе эволюции главную роль начинают играть процессы взаимодействия однопорядковых структур. Их причина – борьба за ресурс. Их итогом будет два процесса: конкуренция и специализация. Эти процессы можно проанализировать с помощью методов математического моделирования.
Такой анализ показывает что, если системы стартуют из области фазового пространства, находящейся с одной стороны от сепаратрисы, то, в итоге будет получена «чистая» система: в конце процесса образуется единая структура, т. е. происходит выбор одного варианта из двух равноправных. Сама возможность выбора определяется тем, что симметричное состояние неустойчиво и сепаратриса делит все фазовое пространство на две части равного объема.
Результат процесса отбора зависит от начального состояния, т. е. от положения изображающей точки в начальный момент. Вероятность попадания ее в область 1 (или 2) зависит от соотношения параметров, но не очень сильно – она определяется отношением объемов областей (1 или 2) притяжения.
Из анализа моделей можно увидеть разницу между выбором и отбором. В процессе отбора выживает «наилучшая» (наиболее приспособленная) система и отмирают все остальные. Заранее известно, кто победит. Другая ситуация реализуется в случае выбора. Система стремится к устойчивому состоянию в случае, если уже находится в области его притяжения, т.е. происходит движение изображающей точки по устойчивой траектории в области 1 (или в области 2). А вот в какой области она окажется – это ситуация выбора. Но когда область локализации определена, идет процесс отбора.
В рассматриваемых моделях должны учитываться различные флуктуации. Эти флуктуационные воздействия могут быть двух типов. Первые – имеющие равное нулю среднее по времени значение, и с ненулевым средним значением. Методы исследования этих воздействий несколько различаются. Устойчивость процесса отбора по отношению к систематическим помехам зависит, прежде всего, от уровня помех и стадии развития системы. Если возникают флуктуации в начале развития систем, то в случае ситуации выбора они как раз и способствуют выбору. А в случае ситуации отбора появление флуктуаций лишь замедляют скорость достижения устойчивого состояния.
Весь процесс от стадии «неорганизованного общества» до образования социальных структур можно связать с возникновением социальной информации и уменьшением информационной энтропии. В связи с этим можно указать место образования в ряду социальных систем. А сам этот ряд можно составить по характерным временам достижения результата и влияния. Цепочка (вертикаль) в этом представлении [3] будет такая:
идеология, культура, образование, наука, экономика, оборона.
А постановка целей идет сверху вниз, от долгосрочных приоритетов к краткосрочным. Не экономика определяет цели образования, это делают более высокие структуры, а вот экономика как раз определяется образованием. То есть ставится идеологическая цель, определяющая цели долгосрочного развития, исходя из этих целей, ставится задача образованию, а из имеющихся интеллектуальных ресурсов определяется направление развития экономики. Сама система не может себя реформировать, так как цель информационной системы – сохранить свою информацию как можно дольше. И, кроме того, вышестоящие структуры ставят задачу нижестоящим, а по эффективности работы более низких структур определяется эффективность вышестоящей.
Обычно выделяют три основных задачи высшей школы. Первая – это «передача генетического кода общества». Т.е. передача следующим поколениям моральных и этических норм, традиций, принятых в обществе. Вторая – подготовка элиты, тех людей, которые со временем возьмут на себя принятие стратегических решений и их исполнение в разных областях. Третья – массовая подготовка квалифицированных специалистов, передача профессиональных стандартов. Повышение среднего интеллектуального уровня общества.
Когда страна находится в кризисе, охватывающем различные сферы жизни общества, реформы в разных областях должны быть взаимоувязаны и нижестоящие структуры должны быть подчинены вышестоящим. Только так они будут целостными и осмысленными. Так, например, для образования именно государство должно сформулировать, какие специалисты ему нужны и вместе с тем подготовить для них рабочие места. Если же государство ставит задачу лишь воспитать толерантных граждан, то можно предположить, что государство не видит будущего для себя. Более того, для России наиболее важной целью является обеспечение преимущества духовных ценностей над материальными, коллективных ценностей над индивидуальными.
Литература:
| |
Просмотров: 1180 | | |
Всего комментариев: 0 | |