Главная » Статьи » Мои статьи |
Основные принципы Болонской декларации, положительные и отрицательные стороны вступления в Болонский процесс российских вузов Автор: Красильников А.А., аспирант РАО Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). Страны присоединяются к Болонскому процессу на
добровольной основе через подписание декларации. При этом они принимают на себя
определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана. Цель Болонской декларации — установление
европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы
высшего образования в мировом масштабе. Декларация
содержит семь ключевых положений:
Таким образом, основными целями Болонского процесса, достижение которых
ожидается к 2010 году, являются:
Единое образовательное пространство должно
позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее,
что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей,
управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы
и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на
мировом "образовательном рынке". Для обеспечения "гармонизации", в свою
очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными",
максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого
распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура),
введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов
(зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций,
взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур
обеспечения качества подготовки специалистов и т.д. Возникает вопрос: зачем России присоединяться к
этому процессу? Во-первых, российская образовательная система, основы которой
заложены Петром Великим, имеет европейские корни; логичным представляется по
крайней мере учет изменений той системы, которая исторически послужила
моделью-прототипом для системы отечественной. Во-вторых, на Евросоюз приходится
более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей; эти
связи реализуются прежде всего людьми с высшим образованием: если их
образование сопоставимо, связи налаживать и поддерживать легче. В-третьих, даже
самодостаточность не должна оборачиваться изоляцией – взаимодействие неизбежно;
взаимодействие предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса,
значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются
общепринятые правила. Кроме того в России существуют
определенные предпосылки для реализации принципов Болонского процесса.
Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в
Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так наз. направлениям
подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование
(формально – трехступенчатое, поскольку в Законе предусмотрено также неполное
высшее образование с выдачей соответствующего диплома, но эта ступень
практически не востребована). Первая ступень - бакалавриат (нормативный срок
обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). При введении
этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и
высшей школы. Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает)
традиционное для России образование по так наз. специальностям (нормативный
срок обучения 5 лет с получением квалификации «дипломированный специалист»);
эта система «непонятна» для большинства стран Европы. Предпосылкой,
способствующей вхождению России в Болонский процесс, можно считать традиционно
европейский и, шире, интернациональный дух, типичный для российского высшего
образования, а также верность принципу неразрывности образования и науки,
восходящему к Гумбольдту и Лейбницу. Основными преимуществами
внедрении я двухуровневой системы высшего образования является неоспоримый
факт того, что в настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому
желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его
пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на
такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет).
Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более узкую и глубокую
специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или
преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что уже бакалавриат дает
законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может
претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей
нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее Однако многие
сотрудники высшей школы РФ негативно относятся к активному внедрению России в
Болонский процесс. В частности, по оценкам российских экспертов в области
образования, присоединение России к Болонскому процессу породит путаницу с
учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом
бакалавров. Ведь четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее
образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с
программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение).
Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным. Работодатели
также не совсем понимают, что такое бакалавр, магистр и специалист, и это,
кстати, влечёт за собой невыполнение и такого принципа Болонской декларации, как
обеспечение трудоустройства выпускников. Декан факультета международного туризма Московского института иностранных языков Елена Чернышёва отмечает, что эти проблемы возникают не на пустом месте. Очень часто у молодых людей, которые проучились только четыре года, не хватает профессиональных знаний, и работодатели вынуждены тратить дополнительные средства на их переподготовку. По этой причине самые плачевные последствия ожидают в скором будущем и российскую среднюю школу, куда уже пришли недавно отучившиеся педагоги в статусе бакалавра. «Четырёхлетнее обучение в бакалавриате предполагает сокращение педагогической практики до одного месяца, в результате чего выпускник пединститута просто обречён на профессиональный провал. К тому же сегодня в школах отсутствует институт кураторства, когда к каждому молодому учителю был приставлен его более старший товарищ, чтобы ввести его в курс дела». В качестве еще одного негативного последствия «болонизации» многие указывают на опасность более интенсивной «утечки мозгов»: если российские дипломы будут автоматически (или по крайней широко) признаваться в Западной Европе, это, конечно, существенно облегчит трудоустройство наших выпускников в странах – участницах Болонского процесса. Но надо трезво признавать, что процесс оттока специалистов может стать менее активным только тогда, когда отечественные работодатели, включая государство, смогут предложить выпускникам условия работы, сравнимые с теми, на которые они могут в принципе рассчитывать на Западе (достойную оплату труда, возможность работать в области высоких технологий с использованием самого современного оборудования и т.д. и т.п.). В этих условиях можно ожидать не только сокращения оттока отечественных специалистов, но и появления зарубежных претендентов на российские рабочие места, что повысит требования к конкурентоспособности выпускников российских вузов. Любые же запретительные меры, препятствующие «утечке мозгов», вошли бы в прямое противоречие с Конституцией Российской Федерации. Список литературы
| |
Просмотров: 9530 | Комментарии: 6 | | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||