Главная » Статьи » Мои статьи

Основные принципы Болонской декларации, положительные и отрицательные стороны вступления в Болонский процесс российских вузов
Основные принципы Болонской декларации, положительные и отрицательные стороны вступления в Болонский процесс российских вузов
Автор: Красильников А.А., аспирант РАО

    Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
    Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). 
    Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
  • с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
  • до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации

    В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран.

    Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

    В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.

    Цель Болонской декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. развитие  мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  5. содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  6. внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  7. содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. 

Таким образом, основными целями Болонского процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

  1. построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  2. формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  3. обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  4. повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.   

    Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

    Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

    Возникает вопрос: зачем России присоединяться к этому процессу? Во-первых, российская образовательная система, основы которой заложены Петром Великим, имеет европейские корни; логичным представляется по крайней мере учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной. Во-вторых, на Евросоюз приходится более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей; эти связи реализуются прежде всего людьми с высшим образованием: если их образование сопоставимо, связи налаживать и поддерживать легче. В-третьих, даже самодостаточность не должна оборачиваться изоляцией – взаимодействие неизбежно; взаимодействие предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила. Кроме того в России существуют определенные предпосылки для реализации принципов Болонского процесса. Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так наз. направлениям подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование (формально – трехступенчатое, поскольку в Законе предусмотрено также неполное высшее образование с выдачей соответствующего диплома, но эта ступень практически не востребована). Первая ступень - бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и высшей школы. Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает) традиционное для России образование по так наз. специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с получением квалификации «дипломированный специалист»); эта система «непонятна» для большинства стран Европы. Предпосылкой, способствующей вхождению России в Болонский процесс, можно считать традиционно европейский и, шире, интернациональный дух, типичный для российского высшего образования, а также верность принципу неразрывности образования и науки, восходящему к Гумбольдту и Лейбницу. Основными преимуществами внедрении я двухуровневой системы высшего образования является неоспоримый факт того, что в настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет). Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что уже бакалавриат дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее

    Однако многие сотрудники высшей школы РФ негативно относятся к активному внедрению России в Болонский процесс. В частности, по оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным. Работодатели также не совсем понимают, что такое бакалавр, магистр и специалист, и это, кстати, влечёт за собой невыполнение и такого принципа Болонской декларации, как обеспечение трудоустройства выпускников.

    Декан факультета международного туризма Московского института иностранных языков Елена Чернышёва отмечает, что эти проблемы возникают не на пустом месте. Очень часто у молодых людей, которые проучились только четыре года, не хватает профессиональных знаний, и работодатели вынуждены тратить дополнительные средства на их переподготовку. По этой причине самые плачевные последствия ожидают в скором будущем и российскую среднюю школу, куда уже пришли недавно отучившиеся педагоги в статусе бакалавра. «Четырёхлетнее обучение в бакалавриате предполагает сокращение педагогической практики до одного месяца, в результате чего выпускник пединститута просто обречён на профессиональный провал. К тому же сегодня в школах отсутствует институт кураторства, когда к каждому молодому учителю был приставлен его более старший товарищ, чтобы ввести его в курс дела».


    В качестве еще одного негативного последствия «болонизации» многие указывают на опасность более интенсивной «утечки мозгов»: если российские дипломы будут автоматически (или по крайней широко) признаваться в Западной Европе, это, конечно, существенно облегчит трудоустройство наших выпускников в странах – участницах Болонского процесса. Но надо трезво признавать, что процесс оттока специалистов может стать менее активным только тогда, когда отечественные работодатели, включая государство, смогут предложить выпускникам условия работы, сравнимые с теми, на которые они могут в принципе рассчитывать на Западе (достойную оплату труда, возможность работать в области высоких технологий с использованием самого современного оборудования и т.д. и т.п.). В этих условиях можно ожидать не только сокращения оттока отечественных специалистов, но и появления зарубежных претендентов на российские рабочие места, что повысит требования к конкурентоспособности выпускников российских вузов. Любые же запретительные меры, препятствующие «утечке мозгов», вошли бы в прямое противоречие с Конституцией Российской Федерации.


Список литературы

  1. Иванова В. И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 70-74.
  2. Карта «Болонский процесс в России» на сайте МГИМО—
  3. Права человека и модернизация российского образования: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ. М., Юриспруденция, 2006, 203с.
  4. Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 11 - Высшее образование для XXI века.
  5. Никольский В.С. Образование. Общество. Личность, У/П, -М.: МГИУ, 2008.-132 с.
  6. Андреев А.А., Каплан С.Л. и др. Основы открытого образования. /под. ред. В.И. Солдаткина. – М., 2003.  – 674 с.
  7. Бондарева С.К., Кураков Л.П. Образовательное пространство России: проблема интеграции – М.: Вуз и школа, 2004. – 465 


Категория: Мои статьи | Добавил: Rawicz (16.01.2011)
Просмотров: 8014 | Комментарии: 1 | Теги: декларации, процесс, стороны, Болонский, положительные, принципы, основные, Отрицательные, Болонской, вступления | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
That's a senisble answer to a challenging question

Имя *:
Email *:
Код *: