Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения
Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения
Автор: Закирова М.Р., директор Центра дополнительного образования для детей (Детский автогородок)

Семья - это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер
 
    Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации быстро меняются.  
    Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только бы ничего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научить читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
    Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицу, умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребенка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране - тысячи. Не говорите, что это маленькие страны - у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в нашей.
    Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что делают, особенно мама и папа - правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно, в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге.
    Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Любой член семьи с ребенком, которого он держит за руку, или ребенок держится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребенок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя!». В любом случае он в своем сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) — значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ничего никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа — значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребенка,
ПОМНИТЕ! Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге — основу возможной будущей трагедии.
    По своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже сознательно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проезжую часть не может. Однако жизнь диктует свои условия и родители, под давлением обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребенка за руку, проходит весь маршрут и объясняет порядок его прохождения. Затем ребенок должен взрослого члена семьи провести по маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребенка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребенок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребенок при этом не должен знать, что за ним ведется контроль.
    Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что все будет хорошо, такая целенаправленная деятельность родителей создает в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребенка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал все, чтобы мой ребенок безопасно ходил самостоятельно».

Литература:
  1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на дорогу. Москва. Вако, 2006 -191 с.
  2. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников.Ростов-на-Дону Феникс,2005–157 с.
  3. Минниханов Р.Н. Безопасность на дорогах – забота общая. Казань. НЦБЖД ПО РАО,2005 – 192 с.
  4. Минниханов Р.Н. Региональный стандарт. Обучение детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Казань. ИССО РАО, 1995.
  5. Минниханов Р.Н. Сахаров А.Н. Безопасность на дорогах – забота общая. Казань. НЦБЖД ПО РАО, 2005 - 190 с.
  6. Морозов О.В. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Казань, 1992.
  7. Методическое пособие для учителя. Безопасность на дорогах. Москва. Учприбор, 2009 -160 с.

Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (10.10.2010)
Просмотров: 853 | Комментарии: 1 | Теги: поведения, воспитании, роль, детей, семьи, дисциплинированного, навыков | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: