Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Работа учреждений образования Нижнекамского муниципального района по формированию правомерного поведения на дорогах
абота учреждений образования Нижнекамского муниципального района  по формированию правомерного поведения на дорогах
Автор: Закирова М.Р., директор Центра дополнительного образования для детей (Детский автогородок)


    Резкое  возрастание  в последние  годы автомобилизации городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

    Каждый день газеты, радио или телевидение приносят сообщения об очередных авариях, в результате которых ежедневно гибнут, получают увечья различной степени тяжести сотни людей, в том числе и дети. Среди пострадавших каждый седьмой – ребенок школьного возраста.
    В 2010 году на улицах городов и дорогах Татарстана было  зарегистрировано 570 ДТП с участием детей, в которых 25 детей погибли и 586 получили  травмы различной степени тяжести. По сравнению с 2009 годом отмечен  рост всех трех показателей аварийности (количество ДТП с участием  детей выросло на 12,9% (на 65 ДТП), погибших детей  - на 13,6 % (на 3-х  детей), раненых – на 13,8 % ( на 71 ребенка).



Из 25 погибших в ДТП детей:

  • 11 пешеходов (44 %),
  • 9 пассажиров автомобилей (36 %),
  • 1 пассажир мотоцикла (4 %),
  • 2 велосипедиста (8%),
  • 1 мотоциклист (4%) ,
  • 1 пассажир скутера (4 %).    
    В Нижнекамском муниципальном районе за последние три года количество дорожно - транспортных происшествий с участием детей заметно увеличивается. 

 




    Так, если в 2008 году произошло - 37, в 2009 – 24 ,то в 2010 произошло 39 дорожно - транспортных происшествий с участием детей, в которых пострадали 42 ребенка, из них 29 школьников.



    Анализ практической работы показывает, что учреждениями образования ведется значительная работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
    Одним из направлений деятельности, по которому организуется работа  стала подготовка детей к безопасному поведению на дорогах через развитие движения юных инспекторов.
    В образовательных учреждениях города и района функционируют 50 отрядов ЮИД, объединяющие 750 подростков. Они оказывают практическую помощь в пропаганде безопасности дорожного движения среди младших школьников и сверстников используя разнообразные  формы работы.
    В конкурсе агитбригад по ПДД «Давай дружить, дорога!» приняли участие  28 школ, а победителями стали школы – № 3, 10, 11, 15, 25,  Красноключинская, в конкурсе школьных театров по ПДД лучшими были театры  школ – 3, 16, 19, 29, Шереметьевской.
    Помимо агитработы юные инспекторы движения принимают активное участие в акциях, декадах, операциях по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма «Помни правила ГАИ – это правила твои», «Дети Нижнекамска – за мир без аварий!», «Осторожно, скользкая дорога!» и так далее.
    С целью соблюдения правил дорожного движения, повышения водительской культуры в 2010 году проведено 10 рейдов ЮИД совместно с сотрудниками  отдела ГИБДД, в ходе которых  выявлены 327 юных пешеходов-нарушителей с которыми ведется индивидуальная работа в школах.
    Наибольшей активностью отличаются отряды ЮИД школ №№ 2, 12, 16, 20, 21, 27, 31, 32, 35,  Б. Афанасово, Красный ключ.

 

     Исходя из анализа статистики  ДТП и  опираясь на многолетний опыт работы ЮИДовского движения  при поддержке  отдела ГИБДД в 2011 году планируется:
  • открыть в период школьных каникул профильную смену «Малая академия по ПДД» в детских летних лагерях;
  • активизировать деятельность отрядов ЮИД в сельских школах;
  • организовать выпуск газеты «Мир глазами ЮИД».
    Для обучения детей безопасному и грамотному вождению велосипеда на базе Детского автогородка успешно функционирует направление «Юный велосипедист».
    За 5 лет обучено  2 500 велосипедистов, выдано 2 000 удостоверений  и 1500 номерных знаков на личные велосипеды, а наиболее способным присвоено звание «Инструктор по вождению велосипеда». Наибольшее количество велосипедистов подготовлено в школах – 1, 6, 8, 9, 14, 19, 29, 33, гимназии №2.
    Службой пропаганды ГАИ, педагогами  регулярно отслеживается состояние детских дорожно-транспортных происшествий  с нашими воспитанниками.
    Согласно статистики за последние 5 лет не произошло ни одного ДТП с участием детей-велосипедистов, детей-пешеходов, являющимися выпускниками автогородка. Это свидетельствует об эффективности нашей  совместной работы.
    Немаловажным фактором привлечения детей в объединение «Юный велосипедист» является  и то, что основной процент занимающихся  составляют дети из неблагополучных, многодетных семей и дети, стоящие на внутришкольном учете.
    Дефицит квалифицированных педагогических кадров, отсутствие необходимого количества велосипедов отрицательно влияет на рост привлечения детей, хотя направление «Юный велосипедист» пользуется огромной популярностью среди детей и, особенно, мальчиков. Совместно с ОГИБДД решается вопрос о привлечении сотрудников отдела к обучению в летний период детей - велосипедистов.
    В 2010-2011 учебном году по инициативе воспитательного отдела управления образования на базе Детского автогородка создана экспериментальная площадка, в рамках  которой разрабатываются и внедряются авторские программы по правилам дорожного движения с применением инновационных форм,  новых методов работы соответствующих современным требованиям. Лучшие из них отмечены наградами на республиканском и всероссийском уровнях:
  • Авторская программа «Велосипед и здоровье», педагог Автогородка Такачева М.Н. заняла 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок в помощь организаторам научно - технического и художественного творчества обучающихся в 2010 году. Программа реализуется на базе школы №33.
  • Авторская  программа «Юный велосипедист», педагог Автогородка Кудрявцева А.М. заняла 2 место  в Республиканском конкурсе авторских программ  и методических разработок в 2010 году. Программа реализуется на базе школы №14.
  • Интегрированная программа для детей с ограниченными возможностями, педагог Автогородка Чурбанова Н.Ш. заняла 2 место в Республиканском конкурсе авторских программ по ПДД «Школа дорожных наук». Программа реализуется на базе школы – сада № 71.
  • Авторская программа «Юный инспектор движения», педагог Рахманова Ф.М. заняла 3 место во Всероссийском конкурсе методических разработок в помощь организаторам научно-технического и художественного творчества обучающихся в 2010 году. Программа реализуется на базе школы № 9.
  • Авторская программа «ЮИД», педагог Булгакова Н.Е заняла 3 место в Республиканском конкурсе авторских программ по ПДД «Школа дорожных наук». Программа реализуется на базе школы  №1.
     Популярностью пользуется среди воспитателей,  учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов районный конкурс «Школа дорожных  наук», учрежденный отделом ГИБДД и Дирекцией финансирования научных и образовательных программ БДД.
    Основная цель конкурса – пропаганда преподавания ПДД, поиск новых форм и методов, поощрение педагогов активно и результативно работающих по данному направлению.

    По итогам районного конкурса «Школа дорожных наук – 2010» из 26 участников победителями признаны:

В номинации «Знаток ПДД» - педагог-организатор школы № 9 Белькова Ирина Алексеевна
  • В номнации «Опыт и интеллект» - учитель начальных классов школы № 33 Бадрутдинова Галина Николаевна.
  • В номинации «Инновационные методы обучения ПДД» - учитель татарского языка лицея № 35 Галеева Гульнар Исмагиловна.
  • В номинации «Авторская образовательная программа» - педагог дополнительного образования ЦДОдд (Детский автогородок) Такачева Марина Николаевна.
  • В номинации «Творческий подход в обучении Правил дорожного движения» - учитель русского языка и литературы Борковской основной школы Щербаков Юрий Николаевич
    Победители награждены грамотами и подарками отдела ГИБДД.

    Немаловажное значение имеют спортивно-оздоровительные  и организационно-массовые мероприятия по ПДД, такие как «Письмо водителю», конкурс творческих работ «Безопасность  глазами детей!», акции «Внимание – дети!», «Пешеход», «Перекресток», Дни безопасности дорожного движения, Всемирный День Памяти жертв ДТП, который в ноябре 2010 года мы проводили совместно с  педагогическим коллективом и учащимися  школы № 16 объединенные общим горем. 



 

    Чаще всего в результате ДТП страдают дети – пешеходы, причем из пострадавших детей-пешеходов, только 14 из 42 попали под колеса по собственной вине, т.е. вина детей при переходе проезжей части усматривается в 35% случаев, в то время как в 65% наезды произошли на пешеходном переходе, на обочине или во дворе дома по вине водителей, из них  в 19% случаев пострадали дети-пассажиры (8 человек). Эти факты свидетельствуют о низкой культуре и безответственности взрослых в вопросах безопасности дорожного движения, поэтому важным направлением  является работа с родителями.
    В образовательных учреждениях оформлены стенды,  на которых размещены статистика детского дорожно-транспортного травматизма и информация о роли родителей в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах.
    Уголки по безопасности дорожного движения, отвечающие всем современным требованиям в школах  – № 2, 5, 22, 24, 26, 28, 29, 33, гимназий 1, 34, лицеях № 13, 14, Кадетской школе-интернате.
    В газетах управления образования «Первоклассник», «Второклассник», «Третьеклассник», «Четвероклассник», которые  издаются для родителей наших школьников, размещена рубрика «Детству – безопасные дороги».
    В период школьных каникул 35 семей посещали Школу совместного обучения детей и родителей «Вместе за безопасность  на дорогах», а в ежегодном конкурсе «Семье – главную дорогу» победителями стали семьи Кузьминых школа № 9, Эюповых лицея № 35, Абзаловых школа № 14.
    При финансовой поддержке ОГИБДД успешно функционирует сайт Детского автогородка, на котором регулярно размещаются материалы, рекомендации по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Все желающие имеют возможность повысить качество знаний по ПДД  в интерактивном режиме. Только в  январе, феврале текущего года  тесты по проверке уровня знаний по ПДД прошли 320 учащихся. В  ближайшее время планируется  размещение тестов для проверки уровня подготовленности в области ПДД для учителей начальных классов и среднего звена в он-лайн режиме.
    Ведётся  целенаправленная  работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма совместно со средствами  массовой информации. В 2010 году в региональных и районных средствах массовой информации опубликовано  137 видов материалов  по безопасности дорожного движения, из них: 45 – на страницах газет, 30 - на радио, 12 – на телевидении, 50 - в Интернет - изданиях.
    Результатом совместной работы автогородка и отдела ГИБДД является издание агитационных материалов.  
    В 2010 году подготовлено и распространено среди детей, родителей  более 1500 экземпляров памяток, листовок  и обращений по дорожной безопасности.
    Несмотря на принимаемые меры статистика детского дорожно-транспортного травматизма за 2010 год и за текущий период 2011 год в Нижнекамском муниципальном районе требует серьезного реагирования.
    За истекший период 2011 года на территории Нижнекамского муниципального района произошло 4 ДТП с участием детей до 16 лет, пострадали 4 ребёнка в качестве пешеходов:  3 ДТП - по вине водителей, 1 ДТП – по вине ребёнка.




    Причем самым «аварийным» возрастом являются  ученики младших классов – из 39 ДТП –  20 произошло с детьми  с 7 до 12 лет.
    Социальная острота  проблемы диктует необходимость  активизации наших совместных действии, разработки и внедрения программ   профилактических  мероприятий  по предотвращению увеличения количества ДТП  с участием детей. В  соответствии с этим управлением образования и отделом ГИБДД  разработана  «Программа профилактики  детского  дорожно-транспортного травматизма для учителей начальных классов».

 

В рамках этой  программы предполагается  провести  следующие мероприятия.

  1. Анкетирование среди учителей начальных классов, с целью определения эффективности  применяемых ими образовательных программ по  ПДД.
  2. По итогам проведенного анкетирования определяется эффективность работы опрошенных  учителей в данном направлении.
  3. На основании полученных результатов выявляются наиболее распространенные ошибки  в преподавании  ПДД, и создается оптимальная программа  преподавания ПДД в начальном блоке.
  4. Для внедрения программы создается команда из наиболее квалифицированных  специалистов автогородка, сотрудников ГИБДД, которые будут проводить обучающие семинары на базе школ.
    В рамках этой программы предусматривается выдача удостоверений «Примерный  пешеход» каждому ученику начальной школы, что  в значительной степени повысит  мотивацию детей к обучению.
    Для решения сегодняшней сверхзадачи сохранения главного богатства государства – молодого поколения – необходимы понимание и твердая воля каждого из нас: директора, учителя, воспитателя детского сада, родителей, водителей транспортных средств и пешеходов на дороге. Ибо сберечь здоровье детей – значит, сохранить жизнь нации!

Литература: 

  1. Ананьичева Л.Т., Шайдуллина Л.К. Сборник курсовых работ слушателей МИПК СНПО. Казань. НЦБЖД ПО РАО, 2000 – 92 с.
  2. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе.  Ростов-на-Дону. Феникс, 2008- 71 с.
  3. Гончарова Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы.
  4. Ростов-на-Дону. Феникс, 2008 - 86-101 с.
  5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов-на-Дону. Феникс, 2005 – 12- 55  с.
  6. Кирьянов В.Н. Методическое пособие. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Москва. Третий Рим, 2007 – 55 с.
  7. Кирьянов В.Н. Методическое пособие. Дорожная безопасность. Москва. Третий Рим, 2007 – 79 с.
  8. Козловская Е.А. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младших школьников. Москва. Третий Рим, 2002 – 80с.
  9. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на дорогу. Москва. Вако,  2006 -191 с.
  10. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам    дорожного движения для школьников.Ростов-на-Дону Феникс,2005–157 с.
  11. Минниханов Р.Н. Безопасность на дорогах – забота общая. Казань. НЦБЖД ПО РАО,2005 – 192 с.
  12. Минниханов Р.Н. Региональный стандарт. Обучение детей городских     школ правилам безопасного поведения на дорогах. Казань. ИССО РАО, 1995.
  13. Минниханов Р.Н. Сахаров А.Н. Безопасность на дорогах – забота общая. Казань. НЦБЖД ПО РАО, 2005   - 190 С.
  14. Морозов О.В. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Казань, 1992.
  15. Методическое пособие для учителя. Безопасность на дорогах. Москва. Учприбор, 2009 -160 с.
Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (25.03.2011)
Просмотров: 1745 | Комментарии: 1 | Теги: поведения, правомерного, образования, формированию, учреждений, по, Нижнекамского, муниципального, Работа, района | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: