Главная » Статьи » Методы и средства обучения

Формирование образовательной среды в современной Российской семье
Формирование образовательной среды в современной Российской семье
Автор: Староверова Т.И.

    В современной России идет становление системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена пародигм во всех сферах жизни на основе обращения к общечеловеческим ценностям и национальным гуманистическим традициям. Педагогическая наука и практика в настоящее время также переходят от унифицированной государственно-ориентированной модели образования к вариативной системе образования, взаимодействию домашнего и общественного образования.
    Дополнительное образование детей становится сферой формирования личности, неотъемлемой частью духовного, интеллектуального и физического развития детей и подростков, сферой культуры, досуга, а главное - сферой непрерывного образования [3]. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно закономерно является полноправной составляющей единого социального и образовательного пространства, усиливает влияние системы общего образования на личностное развитие каждого ребенка.
    Ключевой и базовой идеей в теории развития дополнительного образования детей является идея о свободном выборе и праве ребенка на его осуществление в собственном образовании.
    Система дополнительного образования детей функционирует на основе социального заказа общества, оказывает широкий спектр образовательных услуг, удовлетворяя постоянно растущие индивидуальные образовательные потребности личности, обеспечивает эффективное формирование самодостаточности и конкурентоспособности воспитанника, проявляющего творческую инициативу, способность к самостоятельному поиску новых способов действий, стремление к самореализации и самовыражению.
    В настоящее время, особенно интенсивно развивается одна из форм дополнительного (домашнего) образования – институт гувернёрства. Анализ психолого-педагогических исследований по данному направлению показывает, что интерес к гувернёрству постоянно возрастает.
    Гувернёрство – далеко не новое направление в истории педагогики. Впервые о гувернёрстве как о домашнем образовании заговорили в конце XVII века. Как показал ретроспективный анализ исторической литературы, Гувернерство является важнейшим элементом в формировании образовательной среды в семье. В связи с этим, представляется актуальным, важным, как с теоретической, так и с практической стороны, изучить и проанализировать современное состояние этого института, выделить на этой основе важнейшие моменты, раскрывающие содержание актуальной проблемы отношения семейной и образовательной среды.
    Семья и образовательная среда в семье - это сложная динамическая система, состоящая из множества различных и непохожих друг на друга явлений и процессов, совершающихся как в сфере материального, так и идеального бытия. В условиях, когда семья и образовательная среда все больше подвергаются испытанию со стороны внутренних и внешних деструкторов, педагогическое сообщество должно знать и понять, что охранять, оберегать образовательную среду в семье так же необходимо, как и природу, воздушную, водную и иную среду. Таким образом, перед системой современного педагогического образования встает задача разработки средств и методов диагностики и развития образовательной среды в семье, интегрированных в общую систему образования и воспитания личности в нашей стране.
    В Законе РФ «Об образовании» записано: «Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, об­щества, государства...» С первых дней рождения ребенка учат в семье потер­петь, не плакать, подождать, сказать «ату», «ма-ма», «ба-ба», улыбнуться и т.д. Традиционное понятие «семейное воспитание» при глубоком анализе содер­жательного наполнения с позиций современной терминологии включает в себя и постоянное обучение детей. Следовательно, привычное понятие «семейное воспитание» с полным основанием можно расширить до понятия «семейное образование».
    Вопросы семейного воспитания находят отражение в таких источниках, как публикации по гражданской истории, истории философии, истории куль­туры, истории литературы, мемуарные и художественные произведения. В них содержатся широкие картины и отдельные эпизоды из семейного быта, обще­ния родителей и детей, старшего и младшего поколении - всего того, что со­ставляло образовательную среду, обеспечивающую воспитание и обучение де­тей и подростков.
    С тех пор, как существует семья, главной заботой человека является воспитание и обучение детей. Семья изменяется вместе с развитием общества. Она болеет теми же болезнями, что и общество. История развития семьи свидетельствует: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания и обучения оно требует.
    Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей степени соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам.
     В России система семейного обучения и воспитания складывалась в течение столетий в недрах самой народной жизни. Она нашла свое отражение в произведениях устного народного творчества. В них прослеживается идеал русского человека с таким набором обязательных качеств, как доброта, отзывчивость, правдивость, честность, трудолюбие, почтение к родителям и всем взрослым. Таковы герои народных преданий: Иванушка, Илья Муромец, Добрыня Никитич и многие другие.
     Понятие «образовательная среда» в России исторически формировалось ещё в прошлом столетии. К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, позднее А. С. Макаренко, указывали на необходимость учитывать и по мере возможности использовать среду в педагогическом процессе. Вопрос о воспитательных возможностях среды изначально считался центральным: субъект является одновременно и продуктом и творцом среды.
    К.Д. Ушинский утверждал, что русская семья со всеми своими элемента­ми, добрыми и дурными, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целеб­ные, и ядовитые плоды, есть создание истории, которую нельзя заменить ни­какой искусственной постройкой. А потому он считал, напрасно выдумывать воспитание, так как оно уже существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. С ним оно родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, его лучшие и худшие качества и является той почвой, на которой произрастают одно за другим новые поколения России. Эту почву можно удобрить, улучшить, лишь приноровившись к ней самой, к ее требова­ниям, силам, недостаткам.
     В 60-е годы «среду» стали характеризовать как «воспитательный фактор, фактор социализации», положительно или отрицательно влияющий на развитие ребёнка как объекта и субъекта этого процесса. Постепенно представления о среде дополнились понятиями «микро- мезо- макрофакторы». Отдельно были выделены термины «эмоциональная», «окружающая», «культурная», «социокультурная» среды. Предлагалось «педагогизировать» среду через создание центров воспитательной работы (В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин, 1982, И.Ю.Семёнов, 1980). Воспитательный потенциал природной среды предлагалось оптимизировать через взаимодействие с ней учащихся (М. В. Шептуховский, Л. А. Боярышникова). Это направление было заложено в работах А. С. Макаренко, который подчёркивал, что воспитывает не столько воспитатель, сколько среда, «организованная наиболее выгодным образом». Со временем были дифференцированы понятия «социокультурная» и «образовательная» среда.
    В современных источниках под образовательной средой (ОС) понимается часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. ОС обладает большой мерой сложности. Различают несколько её уровней: первоэлемент среду конкретного образовательного учреждения; региональный; федеральный и т. д. Трактуется так же как особое - личностное - пространство познания и развития. ОС современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, традиционных и инновационных моделей, сложных систем стандартов, интегрирующего содержания, высокотехнологичных средств и материала, и, главное, нового качества взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами. Уникальным качеством для современной ОС является взаимодействие множества локальных образовательных сред. Благодаря этому возникают схожие образовательные ситуации, способствующие развитию образования в целом.
    Отечественная и зарубежная педагогическая наука имеет значительные исследования проблемы использования образовательной среды в процессе обучения (В.И. Боголюбов, В.Г. Болтянский, А.В. Бочкарев, У. Боумен, Р. Вильяме, Ю.И. Дик, К. Маклин, Д.Д. Зуев, М.В. Кларин, В.М. Кузнецов, Т.С. Назарова, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко, А.В. Шариков и др.).
    Понятие «обра­зование» как социальное явление В. А. Сластенин рассматривает в качестве относительно самостоятельной системы, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, опре­деляется социально-экономическим и политическим строем и уровнем мате­риально-технического развития данного общества. Для того, чтобы образова­ние обеспечивало весь цикл воспроизводства культуры и деятельности, оно должно включать в себя механизм такого воспроизводства, а значит, необхо­димо возвращаться в прошлое, но не в плане той истории, которая состоялась, а к истории того, как в культуру, образовательную среду входили новые цен­ности, как они сохранялись, защищались, трансформировались и реализовыва­лись в новых условиях жизни.
    Понятие «образование» и «образовательная среда» достаточно полно рас­крывает также В. И. Слободчиков в ряде своих публикаций. Образование, по его утверждению, становится одной из форм общественной практики, особой сферой, которая все более субъективизируется в своем статусе и обретает свои интересы, цели, ценности и политику. В соответствии с этим меняется пони­мание самого образования, его строения и тех новационных процессов, кото­рые внутри него осуществляются.
    Важнейшей задачей семейного воспитания является формирование нравственной культуры ребёнка. Нравственная культура личности - это характеристика ее нравственного развития, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.
    В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна наконец стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью N1, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
    Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран мира. Среди них - снижение уровня брачности, нуклеаризация семей, рост числа разводов и неполных семей, наблюдается рост числа одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций и структуры семьи. В конкретных социально-экономических условиях эти тенденции проявляются в специфических формах и ведут к различным результатам.
    Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.
    Задача семьи - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
    Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют.
     Актуальной стала необходимость появления образовательных консультантов для родителей. Ведь прежде в системе образования семья практически была забыта как субъект образовательного процесса. И от того, каким образом выстроится система взаимодействия педагогов с родителями, будет зависеть и качество образования. В советское время, пожалуй, не было каких-то отдельных проработанных курсов по работе педагогов с семьей. Были небольшие рекомендации, например, для классных руководителей, были некие ориентиры по проведению родительских собраний, но методического базиса для систематической работы не было. Раньше педагоги ориентировались на семью в большей мере эмоционально и интуитивно, в сферу образования приходило больше людей по призванию, по зову сердца. В искренней заботе о ребенке они находили общий язык и с родителями. Да и государство раньше больше внимания уделяло семейному воспитанию: фильмы, радиопередачи, лектории и т.д. Педагоги были заинтересованы, а родители просвещены. Сейчас же заметен социальный вакуум в вопросах воспитания. В детских садах большая кадровая ротация воспитателей и теперь мало уже кто из них знает того или иного ребенка в течение, скажем, 3-х лет. Тут и происходит разрыв контакта с семьей. Ведь хороший контакт – это когда общаются люди, а не «заказчик» и «исполнитель».
    Необходимо готовить консультантов в области образования для семьи. Это очень широкое понятие, включающее и помощь в проектировании образовательного маршрута ребенка, и реализацию этого маршрута уже в роли гувернера или домашнего воспитателя. Мы сейчас смотрим на роль домашнего педагога шире: он должен не только научить ребенка элементарным общеучебным навыкам, но и помочь родителям выстроить его образовательный маршрут, найти в окружающей среде те социокультурные и психологические ресурсы, которые помогут самим родителям выступить в роли компетентных социализаторов своих детей. Это важно. В этом случае не происходит отчуждения педагога от родителя, когда последний поручает ребенка педагогу и как бы отстраняется. Необходимо придерживаться принципиально иной позиции: педагог входит в семью, чтобы увидеть психологические и иные проблемы и помочь их разрешению. Такая подготовка гувернёров поможет сориентироваться во внутренней ситуации семьи, увидеть там сильные и слабые стороны и выстроить программу развития ребенка.
    Образовательная среда – это все то, что окружает ребенка. Она не является одномерной, а включает в себя много компонентов, которые находятся в состоянии интеграции, взаимопроникновения. В образовательную среду семьи часто входит то, на что родители обычно внимания не обращают, но что оказывает очень сильное влияние на ребенка. Ну, допустим, убранство, интерьер, предметы (книги, игрушки, информационные материалы) детской комнаты. Родители должны уметь отбирать нужные компоненты образовательной среды и структурировать их в определенной последовательности, способствующей развитию ребенка. Таким проектированием среды вместе с родителями может заниматься при соответствующей подготовке и тьютор, и гувернёр. Кстати, воспитатель должен быть именно консультантом в том, как родителю стать педагогически грамотным, знающем не только о ребенке, но и о его окружении. А таким окружением является не только материальная культура, но и мировоззрение самих родителей. Если родители начинают хотя бы задумываться о целях воспитания, это уже хорошо.
     Гувернёр, ориентируясь на конкретную семью, составляет сценарий праздника, дня рождения так, чтобы это было не только развлекательно-привлекательно, но педагогически значимо, направлено на решение конкретных семейных проблем, исходя из ранее выявленного проблемного поля. Например, если ребенок замкнут, то его нужно тактично вводить в разнообразную социальную среду, а если гиперрактивен - в среду, требующую сосредоточенности и внимания. Праздники не должны восприниматься стереотипно: вот проведем чаепитие или сходим в театр. А может, нужно кросс бежать?!
   Обазовательная программа для родителей должна быть направлена на анализ и определение путей решения проблем, которые существуют между взрослыми в семье и которые прямо или косвенно оказывают влияние на ребенка. Здесь имеются в виду не только отношения между супругами. Например, есть проблема педагогической совместимости взрослых: разные цели и методы воспитания, разные шлейфы нерешенных детских проблем, характеры и т.д. И когда эти модели сталкиваются, ребенок оказывается дезориентирован, не понимая, чего же от него хотят эти разные взрослые. Важно, чтобы родители могли увидеть это семейное пространство и может что-то откорректировать в себе. Ведь зачастую нужно оставить детей в покое и заняться проблемами взрослых. Когда вокруг ребенка сформирована адекватная образовательная среда, то с ним ничего особенного делать и не надо. Он все впитает настолько, насколько концентрирован состав образовательной среды.
    Если говорить о воспитателе (гувернёре), то он должен быть для родителей не только своеобразным навигатором в мире образования, но и в какой-то мере психотерапевтом, помогающим родителям справиться с новой для них родительской ролью, адаптировать их к новым реалиям. Ведь даже если ребенок в семье – не первый и не единственный, то он все равно меняет образовательное поле семьи, а значит, меняет и родителей. Можно сказать, что воспитатель выступает для семьи неким компетентным посредником, представителем социума и государства, а это – большая ответственность.
    Запросы воспитателя должны быть максимальными, но ориентироваться в достаточности информации нужно, учитывая меру открытости родителей. Родители не будут сопротивляться в ее предоставлении, если увидят доброжелательность со стороны воспитателя и поймут педагогическую полезность такой информации. Не нужно сразу браться за весь клубок проблем семьи и его распутывать. Нужно быть деликатным и адекватным, начиная с того, что прежде всего заботит воспитателя и родителя. Когда родитель видит, что педагог реально, искренне заинтересован в решении проблемы, он пойдет навстречу и предоставит больше необходимой информации.
    Но, конечно, необходимо соблюдать конфиденциальность информации, особенно среди коллег. Доверие так легко разрушить…
    Родители и гувернёр (воспитатель) выступают в качестве партнеров, разделяющих и согласующих друг с другом педагогическую ответственность: воспитатель использует свой профессионализм, чтобы актуализировать проблему и обозначить пути выхода из нее, а родитель выбирает, какой путь для него больше подходит.
 
Литература:

  1. Бланк Г. Мысли о начальном воспитании или семейная школа. — СПб., 1839. - С. 31-33.
  2. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных орга­низациях: автореф. дис. .. .докт. пед. наук / А.В. Волохов. - Ярославль, 1999. - 31C.
  3. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей / В.П.Голованов. - Москва - Йошкар-Ола., 2006.
  4. Муравьёва О.С, Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995. - С. 177.
  5. Назимова М.Н. Из семейной хроники Толстых // Исторический Вестник. 1902. Т. 90 N10.-С. 104.
  6. Устав учебных заведений, подведомых университетам // сб. постановлений по Мини­стерству Народного Просвещения. Изд. 2-е. - СПб., 1875. Т. II. - С. 335 - 360.

Категория: Методы и средства обучения | Добавил: Rawicz (14.10.2010)
Просмотров: 1803 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: