Главная » Статьи » Механика

Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
Аранов Евгений Леонидович
 
Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
28-ствольная установка 120-мм зенитных ракет
 
Начало теоретических разработок ракетной техники в Японии относится к 1931 году. Но потребовалось более 10 лет до практического воплощения этого оружия. В конце 1943 – начале 1944 года были проведены первые стрельбы армейскими 200-мм ракетами, после чего, в марте 1944 года, они были приняты на вооружение армии, а чуть позже и флота (с небольшими изменениями). 
В мае 1944 года в производство были запущены армейские 400-мм ракеты и 450-мм морские. Это были самые большие и мощные в мире в то время реактивные снаряда, стабилизация в полете которых достигалась вращением. Руководителем проекта был флотский офицер тюса (капинан 3-го ранга) Ханамицу (Hanamizu), который лично руководил испытаниями ракет на военно-морском полигоне в Куре, а также организацией их производства. Однако, необходимо отметить, что крупносерийного производства так и не было налажено. Крупнокалиберные реактивные снаряды эпизодически применялись в боях за Филиппины, куда были доставлены на линкоре «Исе». Однако, достоверных данных об их применении не сохранилось. Тюса Ханамицу погиб в ходе обороны Манилы и все документы, касаемые крупнокалиберной ракетной техники были утеряны. Некоторое количество 200-мм и 400-мм ракет с примитивными пусковыми установками было захвачено на Филиппинах после их оккупации союзниками.
В июле 1944 года были разработнаны 120-мм зенитные зажигательно-осколочные шрапнельные реактивные снаряды, а также 28-ствольная пусковая установка для залповой стрельбы ими. Эти установки также были выпущены ограниченной серией и устанавливались на ряде линкоров и авианосцев японского флота.
Еще одним направлением развития японской ракетной техники были бронебойные противотанковые ракеты калибра 200-, 100- и 80 мм, которые были запущены в производство в апреле 1945 года и не были применены японцами до капитуляции.
Наиболее массовыми были 120-мм зенитные ракеты, производство которых было развернуто на Втором пороховом заводе Флота в Харицуке, откуда они поступали на испытания на Военно-морской полигон Куре. Испытательные стрельбы проводились на острове Камега Куби около города Куре. В ходе испытаний было израсходовано около 500 штук ракет.
Спецификацией флота предполагалось использовать эти ракеты для борьбы с высотными бомбардировщиками В-29, досаждавшими Японии, которые были почти недосягаемыми как для крупнокалиберных зениток, так и для перехватчиков флота и армии. Поэтому базовые параметры, заданные в спецификации были ориентированы именно на такую цель:
Досягаемость по высоте 15 тыс. м.
Калибр 12 см
Длина 300 см
Масса заряда 23 кг
Общая масса ракеты 75 кг
Время работы маршевого двигателя 1.15 сек.
 
В качестве топлива рассматривался как пороховой заряд, так и 80-процентный раствор перекиси водорода, технология получения которого была получена из Германии в рамках союзнической помощи.
Реалии оказались значительно скромнее. Предельная дальность стрельбы достигала 4800 метров, а досягаемость по высоте лишь 2300 м. Скорость ракеты всего 200 м/с. Никудышной была точность неоперенного снаряда. О прицельной стрельбе не было и речи. Стрельба по высотным целям была, таким образом, невозможна. Тем не менее, было решено все равно принять ракету на вооружение в качестве дополнения к малоэффективным корабельным 25-мм зенитным автоматам ближнего действия. Считалось, что залповая стрельба по вражеским пикировщикам и торпедоносцам может быть вполне эффективной. Для этого на стандартном станке от трехорудийного зенитного автомата смонтировали 28-ствольную ракетную пусковую установку. В конце лета 1944 года по 6 таких установок смонтировали на авианосцах «Дзуйкаку» и «Унрю» и линкорах «Исе» и «Хиуга». Позднее, эти установки были смонтированы на авианосцах «Амаги» и «Кацураги». 12 пусковых установок планировалось на авианосце «Синано», но повидимому, они так и не были установлены на момент гибели корабля. Вероятно некоторое количество пусковых установок использовалось береговой ПВО на Филиппинах и Окинаве. Нет никаких свидетельств, чтобы хоть один самолет союзников был сбит этими ракетами. Японцы, видимо, сами разочаровались в эффективности ракет, по крайней мере, на авианосце «Дзуйкаку» и линкорах «Исе» и «Хиуга» в ходе боя у Энганье 25.10.1944 этих ракет на борту не было.
 
ТТХ 120-мм зенитных ракет:
Длина направляющих 42.65” (1.083 м) по другим данным 51.2” (1.3 м)
Диаметр ракеты 4.73 дюйма (120.1 мм)
Масса ракеты 22.47 кг
Длина ракеты 730.5 мм
Масса ВВ – 200 гр.
Масса порохового заряда – 3.4 кг
Темп стрельбы – 28 ракет за 10 сек
Время работы маршевого двигателя – 1.6 сек
Досягаемость по высоте - 2300 м
Скорость ракеты всего 200 м/с. 
Предельная дальность стрельбы 4800 м
Диапазон вертикальной наводки 5 – 80 град.
Скорость вертикальной наводки 18 - 22 град/сек (с силовым приводом)
Скорость вертикальной наводки 3 град/сек (с ручным приводом)
Масса установки 1597 кг.
 
Вопреки распространенному мнению об отсутствии на вооружении Японии авиационных реактивных снарядов, разработки в этой области велись. Хотя с принятием на вооружение ракет японцы значительно отстали от других стран-участниц 2-й Мировой войны, и использовали их крайне ограниченно. Отчасти из-за этого о них мало кому известно. В частности, союзники до конца войны и не подозревали о существовании японских реактивных снарядов, впервые ознакомившись с ними лишь после оккупации Японских островов. Американские специалисты изучив японские разработки в области неуправляемой ракетной техники, классифицировали их как «бомбы-ракеты», главным образом из-за того, что боевая часть японских реактивных снарядов представляла собой слегка видоизмененные авиационные бомбы с пороховым ракетным двигателем. 
Впервые познакомившись с действием советских «эрэсов» еще в 1939 году на Халхин-Голе, японцы не могли не обратить на них внимания. Примерно к этому же времени относится первая попытка японцев создать нечто подобное. Маловероятно, что на японские разработки как-то повлиял советский опыт. Такое умозаключение исходит из конструкции и назначения первых японских ракет, которые предназначались, прежде всего, для борьбы с кораблями противника и были инициированы флотским руководством. А учитывая ярко выраженное соперничество между армией и флотом Японской империи, вряд ли армия, столкнувшаяся с советскими «эрэсами» на Халхин-Голе, была осведомлена о флотских разработках.
Так или иначе, первой разработкой в области ракетной техники стала 315-кг бронебойная «бомба-ракета», получившая в серии наименование «Тип 3 №25 модель 1 Kai4». За основу ее конструкции была взята флотская экспериментальная бронебойная 250-кг бомба «Тип 99 модель 4» образца 1939 года.
 
Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
28-ствольная установка 120-мм зенитных ракет на станке строенного 25-мм зенитного автомата
Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
Схема 28-ствольной установки 120-мм зенитных ракет с директором управления огнем.
 
Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
120-мм зенитный реактивный снаряд зажигательно-осколочного действия
 
Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
Схема запуска 120-мм зенитной ракеты
 
Ракета «Тип 3 №25 модель 1 Kai4» представляла собой толстостенный стальной корпус, внутри которого размещался небольшой заряд взрывчатого вещества «Тип 91» - тринитроанизола - массой около 4 кг. Маршевый пороховой двигатель, содержащий 15 кг твердого топлива, обеспечивал скорость 90 м/с, обеспечивая ракете способность пробивать броню толщиной 125 – 150 мм. Маршевый двигатель отделялся от боевой части стальной перегородкой. Стабилизация ракеты в полете обеспечивалась четырьмя стальными стабилизаторами. 
Ракета «Тип 3 №25 модель 1 Kai4» проходила испытания в конце 1939 года с наземных пусковых установок. Внедрение ее в войска затянулось. Первые серийные образцы появились в конце 1943 года. Для их применения планировали использовать стандартные пикирующий бомбардировщики палубных эскадрилий. Однако, ввиду большой длины ракеты – 1884 мм, выяснилось, что она не влезала в бомболюк основного пикировщика ВМФ Японии – D4Y «Suysei», поэтому пришлось искать более подходящий носитель. Экспериментировали с подвеской ее под фюзеляж торпедоносца B6N «Tenzan», базовых бомбардирощиков P1Y «Ginga» и G4M. Но, судя по всему, до боевого применения дело так и не дошло. По крайней мере, ни с японской, ни с американской стороны таких данных найти не удалось.
Еще одной разработкой флотских специалистов явилась 13-кг авиационная ракета «Тип 5 Модель 1 Kai9» , разработанная 1-м Военно-морским техническим арсеналом в Йокосуке в начале 1944 года. Конструктивно и внешне японский реактивный снаряд очень напоминал нечто среднее между советскими РС-82 и РС-132.
 
Бронебойная бомба-ракета «Тип 3 №25 модель 1 Kai4»
Бронебойная бомба-ракета «Тип 3 №25 модель 1 Kai4».
 
Эта небольшая ракета предназначалась, прежде всего, для атак подводных лодок на поверхности и небольших судов, но была вполне пригодна и для уничтожения бронетехники противника. Ее небольшая масса и размеры позволяли использовать в качестве носителя практически любой японский самолет. Известно, что для пробные запуски этих реактивных снарядов производились с истребителей «Зеро» A6M5 и N1K2-J «Shiden-Kai», под каждым крылом которых монтировались по одной или две направляющих для «Тип 5 Модель 1 Kai9». Интересной особенностью ракеты было наличие на ее цилиндрической части двух металлических направляющих, входящих в зацепление с направляющими на крыле самолета. Воспламенение маршевого двигателя осуществлялось электрозапалом по проводам через сопло.
Боевая часть ракеты бронебойно-фугасного действия содержала 900 граммов взрывчатки «Тип 91» - тринитроанизола. А ракетный двигатель обеспечивал скорость 230 м/с или 828 км/ч. Испытания, проводимые в июле 1944 года показали, что ракета гарантированно пробивала 25-мм стальной лист. Взрыватель имел замедление на 0.2 секунды.
Боевое применение этих реактивных снарядов было крайне ограниченно. Вероятно, лишь в боях за Окинаву в мае-июле 1945 года были применены эти ракеты. Несколько тысяч боеготовых ракет «Тип 5 Модель 1 Kai9» было обнаружено американскими войсками на складах после оккупации Японии. Вероятно они были запасены для боев за Японские острова.
Увеличенный вариант предыдущего типа представлял собой реактивный снаряд «Тип 5 Модель 6 Kai9». Размеры его были увеличены почти вдвое, как видно из эскиза, масса возросла с 13 до 84 кг, из которых 10 кг приходилось на топливо порохового ракетного двигателя, и 10 кг на взрывчатое вещество боевой части фугасного действия. К моменту капитуляции Японии ракета все еще проходило стадию наземных испытаний.
 
Аналогичные по конструкции реактивные снаряды использовались японскими морскими истребителями в воздушном пространстве метрополии для стрельбы по американским бомбардировщикам. 
Одна из них «Тип 3 №6 модель 27 Kai1 массой 60 кг была разработана совместными усилиями 2-го Военно-морского арсенала, 1-го Технического арсенала и экспериментального полигона в Кашима. Ракета имела зажигательную боевую часть, а поражающими элементами являлись 140 стальных шариков заполненных белым фосфором, суммарная масса которого достигала 4 кг. Маршевый тведротопливный ракетный двигатель обеспечивал скорость 270 м/с. Правда точность ее была вне всякой критики. Рассеивание достигало 60 градусов. Подрыв осуществлялся дистанционно с помощью таймера, установленного в хвостовой части. 
Время подрыва устанавливалось на земле. Этот нюанс негативно сказался на эффективности использования ракет для борьбы с авиацией противника, что было сопряжено с трудностями определения дистанции пуска у пилотов перехватчиков. Поэтому, несмотря на довольно активное использование реактивного снаряда «Тип 3 №6 модель 27 Kai1 весной и летом 1945 года в перехватах В-29 над Японией, всерьез рассматривался вариант применения его и для штурмовых операций для отражения готовящегося десанта на Японские острова.
Дальнейшее развитие реактивного снаряда «Тип 3 №6 модель 27 Kai1 – его уменьшенный вариант «Тип 3 №1 модель 28 Kai1 массой 7.65 кг.
Боевая часть фугасного действия содержала 600 граммов взрывчатки «Тип 98» - смеси из 60% тринитроанизола и 40% гексила. 2-кг пороховой заряд обеспечивал ракете скорость около 400 м/с. К моменту капитуляции Японии ракета все еще проходила испытания.
 
Зажигательный реактивный снаряд «Тип 3 №6 модель 2
Зажигательный реактивный снаряд «Тип 3 №6 модель 27 Kai1
 
Реактивный снаряд «Тип 5 Модель 1 Kai9»
Реактивный снаряд «Тип 5 Модель 1 Kai9»
 
Реактивный снаряд «Тип 5 Модель 6 Kai9»
Реактивный снаряд «Тип 5 Модель 6 Kai9»
 
Фугасный реактивный снаряд «Тип 3 №1модель 28 Kai1
Фугасный реактивный снаряд «Тип 3 №1модель 28 Kai1
Категория: Механика | Добавил: Rawicz (24.09.2012)
Просмотров: 1407 | Теги: реактивные, Морские, авиационные, снаряды, япония | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: